ирина тюкалова
Опыт работы «Повышение качества образования через внедрение бережливых технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение качества образования через внедрение бережливых технологий в ДОУ (мои педагогические идеи)
Автор : воспитатель старшей группы компенсирующей направленности Тюкалова Ирина Геннадьевна Организация: МДОУ ДС № 41
Населенный пункт: г. Шахунья. Нижегородская область.
Публикация «Опыт работы „Повышение качества образования через внедрение бережливых технологий в ДОУ“» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
На сегодняшний день мы видим, что система образования в России нуждается в обновлении и модернизации. Поэтому я считаю необходимым внедрять технологии бережливого производства в дошкольную образовательную систему для ее усовершенствования. Бережливые технологии способствуют формированию бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам детей дошкольного возраста. Так же сохранение времени на более важные образовательные процессы.
В 2020 году наш детский сад работал по проекту «Бережливый детский сад»
Наш коллектив участвовал в вебинаре по внедрению бережливых технологий в ДОУ.
Просмотрев, вебинар мне понравились некоторые идеи, которые я захотела применить для детей своей группы.
При организации работы в группе, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.
Тема проекта: «Бережливый – это Я».
Вид проекта: исследовательский - информационный, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель, помощник воспитателя
Продолжительность проекта: сентябрь-май.
План реализации проекта:
1. Подготовительный: сентябрь
2. Основной: октябрь - апрель
3. Заключительный: май
Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, в работу воспитателя, формирование бережливого мышления.
Задачи:
Для воспитателя:
• активизировать новые современные способы работы с воспитанниками;
• внедрить бережливые технологии в образовательный процесс старшей группы;
• начать работу над созданием творческой личностно-развивающей образовательной среды;
Для детей:
• формировать у дошкольников представления о бережливости;
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.
Предполагаемый результат:
Для детей:
В результате освоения проекта дети старшего дошкольного возраста должны:
- проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- проявлять любознательность (экспериментирование, опыты);
- у детей должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности.
Для воспитателя:
-повышение собственного уровня педагогического мастерства по реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- минимизирование потерь (времени, финансов, материалов, усилий);
- повышение качества (образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения) и др. ;
I. Подготовительный этап :
Ознакомилась с интернет- ресурсами о бережливых технологиях.
Определила в каких центрах группы необходимо применить бережливые технологии.
II. Основной этап.
1. Привела в порядок рабочее место по системе 5С
Было Стало Стало
Переписала и пронумеровала литературу, для удобства написания планов (не переписываю автора и название полностью, а ставлю № и страницу например: К-№5 Стр. 89 Пронумеровала наглядный материал по порядку по темам)
2. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольной образовательной организации. Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников.
3. Я использовала метод «Светофор», для определения свободных игр детей в игровых зонах, а также для подменного воспитателя. Например: красный кружок – запрещенный (материал для занятий, желтый кружок (игры можно брать только с разрешения воспитателя, зелёный кружок – можно брать играть. Метод «Светофор» очень удобный во всех группах для временных воспитателей. Например: пришла воспитатель первый раз в группу и ей всё будет понятно, в какие игры дети могут играть, а в какие нет.
Также можно применить метод «Светофор» в младших группах для безопасности:
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.
Указание – синий цвет.
Неподвижный объект.
Подвижный объект.
Направление движения.
Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести маркеры красного цвета.
4. Порядок в шкафах.
В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей. Я расположила инструкцию последовательности одевания на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться и схема правильного складывания вещей в шкафчик, таким образом, ребёнок приучается к порядку.
5. Алгоритм «Правила посещения туалета» как, для мальчиков, так и для девочек «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами и каждым родителем стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими неаккуратными ровесниками. Начать готовить ребенка к самостоятельному выполнению этой процедуры можно с годовалого возраста.
Также в групповой комнате расположены алгоритмы :
6. Порядок в группе.
В группе в игровых центрах я наклеила маркеры в виде цветных квадратиков, где что должно находиться и теперь ребенок четко знает, в каком ящике лежит конструктор, на какой полке лежат игры, которые тоже прономерованы. Таким образом, дети еще и запоминают счёт.
Было Стало
В гараже у мальчиков чтобы был всегда порядок и все машинки стояли на своих местах, я сфотографировала машинки и наклеила на то место, где она должна стоять.
Теперь всегда у мальчиков порядок без помощи взрослого.
7. Самостоятельная подготовка детей к занятиям. Для обучения грамоте пронумеровала кассы и на каждый стол приобрела тарелочки для кружков (красные, зелёные, синие, а также пронумеровала пластилин для лепки, краски для рисования, раздаточный материал для математики и цветные карандаши.
Для физкультурной формы родители сделали нам стойку на колёсиках, для быстрого и аккуратного передевания.
Дети с удовольствием и самостоятельно без помощи взрослого готовятся к занятиям.
8. Для удобной работы помощника воспитателя наклеила условные картинки
Было Стало Было Стало
Например, на время отпуска новый помощник воспитателя сразу всё найдёт, где что находится.
III. Заключительный этап:
В результате освоения проекта дети старшего дошкольного возраста :
- проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- проявляют любознательность (экспериментирование, опыты);
- у детей сформированы предпосылки к учебной деятельности.
У воспитателя:
-повысился собственный уровень педагогического мастерства по реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- минимизирование потерь (времени, финансов, материалов, усилий);
- повысилось качество образовательных услуг
Вывод:
Таким образом, внедряя бережливые технологии, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.
Проводя непосредственную образовательную деятельность, мы наглядно видим, что организованная работа экономит время выполнения задания.
Чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по внедрению бережливых технологий. В дальнейшем буду продолжать искать новые приемы, которые будут способствовать формированию интереса к различным видам деятельности.
Рекомендую применять всем воспитателям.