Годовых Светлана Александровна
Обобщённый опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщённый опыт работы по теме :
«Приобщение дошкольников к художественной литературе»
Актуальность проблемы.
Неотъемлемой частью воспитания ребёнка является книга. Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ведь ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.
Публикация «Обобщённый опыт работы по теме „Приобщение дошкольников к художественной литературе“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Сохранение интереса к книге, к чтению – проблема, стоящая перед человечеством в последнее время. Интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. Чтение литературы заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным средством воспитания. Значение художественной литературы трудно переоценить. Книга оказывает большое влияние на речь и интеллект детей, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка. Именно поэтому книга должна войти в жизнь детей как можно раньше, обогатить их мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Кто же должен ввести дошкольника в мир книги? Конечно же взрослые: родители и мы, педагоги детских садов.
Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей изучала Н. С. Карпинская, полагающая, что развитию у детей чувств языка, способности запоминать образные точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение книг детям. Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса.
Попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников были предприняты ещё в 30-е годы 20-го века Л. С Выготским. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством, показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы – вот в чём задача педагогов.
Поняв важность формирования интереса к художественной литературе у дошкольников, я начала углубленно работать над этой темой.
Данные мониторинга «Формирование интереса и потребности в чтении», проведённого мною в 2016 году, когда мои дети посещали среднюю группу, показали, что почти половина детей в группе не проявляет интереса к книгам, слушают их невнимательно, не воспринимают содержание произведения. 47 % детей (13 человек) имеют низкий уровень сформированности интереса и потребности в чтении. (Диагностика комплексной оценки результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой) Также мною было проведено анкетирование родителей «Книга в вашем доме», из которого стало понятно, что родители не уделяют в семье
достаточного внимания художественной литературе : не имеют домашних библиотек, мало читают сами, мало читают детям, не посещают с ними библиотек. А ведь именно семья играет ведущую роль по приобщению ребёнка к художественной литературе.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель: создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе. Для достижения поставленной цели мною были определены и следующие задачи:
1. Формировать у детей интерес к художественной литературе, используя для этого эффективные формы и методы работы.
2. Воспитывать в детях литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
3. Приобщать родителей к книжной культуре.
Содержание деятельности.
Для решения поставленных задач я, в первую очередь, пересмотрела предметно - пространственную среду в группе. Мною был создан книжный уголок. С помощью родителей в группе собран и постоянно пополняется книжный фонд, в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от книжек – игрушек до научно – популярных книг для детей. Это позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу, устраивать выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном уголке присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов. Здесь же дети могут организовать сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Театр». Для театрализованной деятельности в группе есть костюмы, маски, различные виды театров. В книжном уголке я разместила также плакат, где дети соответствующим значком обозначают книги, прочитанные ими самостоятельно или прочитанные родителями, что является очень эффективным методом повышения читательской активности. Также в книжном уголке у нас есть полочка для книжек – самоделок, книжек – малышек, сделанных руками самих детей или в совместной деятельности со взрослыми. Их тематика очень разнообразна. Дети с огромным удовольствием представляют своё творчество. Также мною была собрана картотека литературных игр, совместно с детьми оформлены альбомы с иллюстрациями к сказкам. Всё это способствует развитию у детей интереса к художественной литературе.
Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задачи развития литературного воспитания дошкольников, является организация педагогического процесса. Основываясь на целевые ориентиры ФГОС ДО, я подобрала современные формы, приёмы и методы работы с детьми, которые способствуют формированию интереса к книге, чтению. Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, необходимо правильно отобрать произведения для чтения и рассказывания детям. Мною была создана картотека произведений для чтения и рассказывания детям. Создавая её, я учитывала следующие критерии:
- идейная направленность книги;
- высокое художественное мастерство, литературная ценность;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции,
- конкретные педагогические задачи.
Данные критерии отбора позволяют эффективно использовать разнообразные методы, приёмы и формы приобщения детей к чтению. Мною использовались следующие методы ознакомления детей с художественной литературой :
- словесные (чтение, рассказывание, пересказ художественных произведений, заучивание стихотворений);
- игровые (дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность);
- практические (отражение впечатлений от прочитанного в продуктивной деятельности);
- наглядные (показ иллюстраций, картин, презентаций, оформление выставок).
Для лучшего восприятия текста детьми мною применялись такие современные приёмы, как:
- словесное рисование (описание картин, которые возникли в воображении слушателя при чтении литературного произведения);
- графическое рисование (дети делают зарисовки по прочитанному, выражая своё отношение к нему);
- составление картинного плана текста (дети рассказывают текст по картинкам);
- модельный план (при рассказывании используются модели-схемы);
- рассказывание по ролям;
- рассказ от лица героя;
- стилистический анализ текста (детям предлагается проявить фантазию, предложить своё продолжение, концовку).
Использование данных приёмов позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.
Приобщение детей к художественной литературе осуществляется мною в разных формах работы с детьми : НООД, викторины, читательские пятиминутки, на которых дети ежедневно рассказывают о прочитанном, экскурсии, конкурсы чтецов. Эффективной инновационной формой работы является метод проектов. Мною были разработаны и реализованы проекты «Моя первая книга» (по произведениям Агнии Барто, «Ты откуда к нам пришла»? Результатом совместной деятельности детей, воспитателя и родителей в ходе реализации этих проектов стало проявление интереса детей к творчеству А. Барто, к истории возникновения книги, к современной литературе и её значению для каждого из нас.
Взаимодействие с родителями.
Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной я считаю работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе. В своей работе я использую следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Информационно-аналитические, например, анкетирование «Нужна ли книга ребёнку», интервьюирование «Часто ли вы читаете?», проведение опросов, позволяющих выяснить насколько компетентны родители в вопросах приобщения детей к книге, а также узнать их запросы в информации на эту тему.
- Наглядно-информационные, например, родительские собрания, круглые столы, открытые занятия. Родители знакомятся с условиями, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ, а также с приёмами домашнего воспитания.
- Познавательные, например, консультации, памятки, буклеты. Повышается компетентность родителей в вопросах формирования практических навыков чтения книг с учётом возраста и психологического развития детей.
- Досуговые, например, викторины, конкурсы чтецов, выставки самодельных книг. Они способствуют объединению всех участников образовательного процесса.
Данное взаимодействие ДОУ с родителями приносит свои результаты.
Дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов; высказывают своё отношение к персонажам, событиям; участвуют в играх, драматизациях; речь детей стала выразительной, эмоциональной; дети и семьи участвуют в конкурсах чтецов, где занимают первые и призовые места, дома создаются книжные уголки, проводятся ежедневные чтения. Диагностические исследования, проведённые в конце средней группы, показали, что высокий уровень сформированности интереса и потребности к книге имеют 30% детей (8 человек, а в конце старшей группы уже 48% (13 детей). Эти результаты подтверждают правильность и эффективность работы, проводимой мною на протяжении двух с половиной лет по формированию у детей интереса к художественной литературе. Своей дальнейшей задачей считаю разработку эффективной системы работы по приобщению детей к книге в младших и средней группах и распространение своего опыта работы среди коллег.