Елена Горошилова
Перспективное планирование приобщения дошкольников к художественной литературе на каждый день в подготовительной группе. 1 ч.
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к художественной литературе
Подготовительная группа
Первая часть:
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.
Публикация «Перспективное планирование приобщения дошкольников к художественной литературе на каждый день в подготовительной группе, 1 ч,» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Художественная литература в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой, прививает любовь книге, но и закрепляет знания, приобретенные в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Сентябрь
Первая неделя:
1. Итальянская сказка»Ленивая Бручолина»
Задачи: Учить детей слушать сказку, следить за развитием событий. Развивать умение оценивать поступки героини.
2. Л. Воронкова «Живой фонарик»
Задачи: Способствовать умению запоминать последовательность действий в рассказе. Развивать знания о времени года лето.
3. Л. Воронкова «Грушевое яблоко»
Задачи: Способствовать умению запоминать последовательность действий в рассказе. Развивать знания о времени года лето, о фруктах.
4. Я. Аким «Песенка в лесу»
Задачи: Расширить представления детей о жизни в лесу летом. Развивать интерес к чтению поэтических произведений.
5. К. Ушинский «Дети в роще»
Цели: Учить детей осмысливать поступки героев,замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Развивать умение отстаивать свою точку зрения
Вторая неделя:
1. А. Барто «Я выросла»
Задачи: Развивать умения детей понимать смысл поэтического произведения. Формировать умение понимать скрытые мотивы поведения героя стихотворения.
2. С. Маршак «1день календаря»
Задачи: Расширить представления детей о национальных праздниках. Воспитывать желание учиться в школе.
3. А. Барто «Первый урок»
Задачи: Формировать представления детей об учебе в школе. Развивать умение сопереживать герою стихотворения. Воспитывать любовь к поэзии.
4. А. Барто «В школу»
Задачи: Продолжать формировать у детей интерес к школе. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя поэтического произведения.
5. Л. Н. Толстой «Филиппок»
Задачи: Учить детей понимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа и его отличии от сказки. Воспитывать мотивацию к учёбе в школе.
Третья неделя:
1. Алтайская сказка «Страшный гость»
Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению. Совершенствовать умение детей, участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
2. Р. Н. С.»Лиса и заяц»
Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием строений для жилья. Учить детей сравнивать, находить лучшие свойства и качества строений для проживания.
3. С. Михалков «Три поросенка»
Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием домов. Формировать умение понимать скрытые мотивы героев сказки.
4. А. Бианки «Лесные домишки»
Задачи: Познакомить детей с разнообразием гнезд у птиц. Развивать знания детей об использовании птицами разных материалов для стройки гнезда.
5. В. Орлов «Дом под крышей голубой»
Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Развивать умение слушать стихотворение, понимать смысл его.
Четвертая неделя:
1. М. Яснов «Крокодиленок»
Задачи: Расширить знания детей об овощах. Развивать умение понимать смысл поэтического произведения. Воспитывать любовь к поэзии.
2. Э. Шим «Молчком то лучше»
Задачи: Формировать представления детей о природе. Развивать умение следить за развитием сюжета. Воспитывать любовь к чтению.
3. Я. Тайц «Все здесь»
Задачи: Продолжать расширять знания детей о труде человека в деревне. Формировать умение понимать мотивы поведения героев произведения.
4. Белорусская сказка «Пых»
Задачи: Расширить знания детей об овощах. Развивать умение оценивать поступки героев. Воспитывать в детях смелость.
5. Украинская народная сказка «Колосок»
Задачи: Учить детей воспринимать образное содержание сказки. Закрепить знания о жанровых,композиционных особенностях сказки. Закрепить умение оценивать поступки героев.
Октябрь
Первая неделя:
1. Т. А. Шорыгина «Родные вещи»
Задачи: Формировать представления детей о своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за своих родных.
2. Т. А. Шорыгина «Песенка»
Задачи: Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий. Развивать эмоциональное отношение к произведению.
3 Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Задачи:: Расширить знания детей о творчестве датского писателя Г. Х. Андерсена. Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.
4. Т. А. Шорыгина «Лужа»
Задачи: Способствовать развитию у детей умению оценивать поступки героя. Развивать умение чувствовать и понимать значение родного дома.
5. Т. А. Шорыгина «Заколдованный бурундук»
Задачи: Формировать представление детей о значении природы в жизни человека. Воспитывать желание заботиться о природе.
Вторая неделя:
1. Т. А. Шорыгина «Глупый барин»
Задачи: Расширить представления детей о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ, свою страну.
2Т. А. Шорыгина «Ковер самолет»
Задачи: Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.
3. Т. А. Шорыгина «Солдат и лихо»
Задачи: Продолжать развивать понимание значения семьи, родного дома. Закрепить умение оценивать поступки героев сказки. Воспитывать любовт к родным и близким.
4. Т. А. Шорыгина «Волшебные семена»
Задачи: Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.
5. Л. Н. Толстой «Два брата»
Цели: Учить детей понимать характеры сказочных героев,ситуации. Развивать умение придумывать разные варианты окончания сказки. Формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях
Третья неделя:
1. В. Степанов «Рыжий пес»
Задачи: Расширить знания детей о домашних животных. Воспитывать желание заботится, помогать животным.
2. К. Д. Ушинский «Бодливая корова»
Задачи: Расширить знания детей о жизни в деревне. Развивать знания детей о домашних животных. Воспитывать любовь к живой природе.
3. Г. Снегирев «Морская свинка»
Задачи: Продолжать расширять знания детей о животных живущих рядом с человеком. Воспитывать желание заботиться о них.
4. И. Акимушкин «Чем кролик на зайца похож»
Задачи: Формировать представление детей о том, что все домашние животные - прирученные дикие животные. Развивать умение детей запоминать описания животных. Воспитывать любовь к живой природе.
5. Ш. Перро «Кот в сапогах»
Задачи: Учить чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык. Развивать творческую активность в процессе придумывания различных вариантов окончания сказки
Четвертая неделя:
1. Т. А. Шорыгина «Катя и божья коровка»
Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Способствовать развитию умения детей запоминать последовательность действий. Воспитывать бережному отношению к природе.
2. Т. А. Шорыгина «Рябина»
Задачи: Расширить знания детей о жизни животных в лесу. Развивать умение внимательно слушать, запоминать последовательность действий. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Т. А. Шорыгина «Волшебный попугай»
Задачи: Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение следить за развитием сюжета.
4. Л. Воронкова «Живой фонарик»
Задачи: Расширить знания детей о насекомых. Развивать эмоциональное отношение к произведению.
5. В. Бианки «Аришка-трусишка»
Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми рассказа. Продолжать знакомить детей с литературными жанрами.
Ноябрь
Первая неделя:
1. С. Есенин «Черемуха»
Задачи: Воспитывать любовь к поэзии. Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение видеть красоту родной природы.
2. В. Бианки «Сова»
Задачи: Расширить знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать умение запоминать последовательность действий. Способствовать умению оценивать поступки героев.
3. М. Пришвин «Золотой лугу»
Задачи: Расширить знания детей о растениях ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе.
4. М. Пришвин «Разговор деревьев»
Задачи: Расширить знания детей о деревьях ближайшего окружения. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Г. Скребицкий «Четыре художника»
Задачи: Углубить знания детей об особенностях природы в разное время года. Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов. Развивать умение передавать образ природы в словесном описании.
Вторая неделя:
1. Т. А. Шорыгина «Новогодние игрушки»
Задачи: Расширить представление детей об игрушках. Развивать знания о народных праздниках. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2. А. Барто «Я выросла»
Задачи: Способствовать развитию знаний об игрушках. Развивать умение понимать скрытые мотивы поступка героини.
3. Саша Черный
Задачи: Формировать представление детей о значении игрушек. Развивать умение понимать смысл поэтического произведения.
4. В. Берестов «Про машину»
Задачи: Формировать представление детей об игрушках, о необходимости бережного отношения с ними. Развивать умение оценивать поступки героя. Воспитывать в детях доброту.
5. Р. Н. С.»Деревянный орёл»
Задачи: Учить детей осмысливать характеры персонажей, воспринимать образное содержание сказки. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи.
Третья неделя:
1. Я. Аким «Мой брат Миша»
Задачи: Формировать представления детей о родственных отношениях. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома.
2. С. Георгиев «Как Санька стал большим»
Задачи: Расширять знания детей о семье. Развивать умение оценивать поступки героев.
3. В. Лунин «За что?»
Задачи: Продолжать расширять знания детей о семье, об отношениях в семье. Развивать умение оценивать поступки героев.
4. Е. Пермяк «Чужая калитка»
Задачи: : Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома
5. Ненецкая сказка «Кукушка»
Задачи: Учить понимать и оценивать поступки героев. Закрепить представления о жанровых особенностях сказки. Развивать понимание ценности самого близкого человека – матери.
Четвертая неделя:
1. Т. А. Шорыгина «Катя и божья коровка»
Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Способствовать развитию умения детей запоминать последовательность действий. Воспитывать бережному отношению к природе.
2. Т. А. Шорыгина «Рябина»
Задачи: Расширить знания детей о жизни животных в лесу. Развивать умение внимательно слушать, запоминать последовательность действий. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Т. А. Шорыгина «Волшебный попугай»
Задачи: Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение следить за развитием сюжета.
4. Л. Воронкова «Живой фонарик»
Задачи: Расширить знания детей о насекомых. Развивать эмоциональное отношение к произведению.
5. В. Бианки «Аришка-трусишка»
Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми рассказа. Продолжать знакомить детей с литературными жанрами.
Декабрь
Первая неделя:
1. С. Маршак «Тихая сказка»
Задачи: Формировать представление детей о приспособленности животных для жизни в лесу. Развивать понимать скрытые мотивы героев сказки.
2. Р. Н. Сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»
Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закрепить знание отличительных особенностей этих произведений.
3. К. Ушинский «Отчего у лисы длинный хвост»
Задачи: Способствовать расширению знаний детей о диких животных. Развивать умение понимать скрытые мотивы поступка животного. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
4. Э. Шим «Полосы и пятнышки»
Задачи: Формировать представление детей о приспособленности животных для жизни в лесу. Развивать понимать скрытые мотивы героев сказки.
5. Ш. Перро «Золушка»
Задачи:: Учить детей воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения, Афористичность языка, противопоставления). Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
Вторая неделя:
1. Э. Успенский «Рассеянная няня»
Задачи: Расширить знания детей о ситуации «потерялся на улице». Развивать умение следить за развитием сюжета, понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
2. С. Георгиев «Как Санька стал большим»
Задачи: Способствовать развитию умения детей внимательно слушать рассказ, запоминать его содержание. Совершенствовать умение детей понимать жанровые особенности рассказа.
3. А. Крестинский «Заколдованная девочка»
Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.
4. Л. Пантелеев «На море»
Задачи: Формировать первичные представления детей о о безопасном поведении на отдыхе. Продолжать развивать умение внимательно слушать, следить за развитием сюжета.
5. Таджикская сказка «Коза - кудрявые ножки»
Задачи: Познакомить детей с таджикской сказкой. Формировать представление детей о разных авторах сказок. Учить детей чувствовать сходство и различие в построении сюжетов сказок : русских, украинских,ненецких, таджикских.
Третья неделя:
1. Т. А. Шорыгина «Южный ветерок»
Задачи: Формировать представление детей о климатических зонах России. Развивать умение следить за последовательностью действий. Воспитывать любовь к чтению.
2. Т. А. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»
Задачи: Расширить представления детей о своей стране, о планете Земля. Развивать умение понимать и чувствовать значение родного дома, страны, планеты.
3. Т. А. Шорыгина «Голубое озеро»
Задачи: Продолжать формировать у детей представление о родной земле. Развивать понимание значения природы в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Т. А. Шорыгина «Маленькие путешественницы»
Задачи: Формировать представление детей о климатических зонах России. Развивать умение следить за последовательностью действий. Воспитывать любовь к чтению.
5. М. Л. Михайлов «Два Мороза»
Задачи: Закрепить знания об изменениях в зимней природе. Учить замечать изобразительно-выразительные средства. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.
Четвертая неделя:
1. С. Михалков «Не спать!»
Задачи: : Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.
2. Г. Балл «Ветерок заболел»
Задачи: Формировать представления детей о поэзии. Развивать знания детей о жанровых особенностях поэзии.
3. С. Прокофьев «Сказка про ленивые ручки и ножки»
Задачи: Учить детей осмысливать характеры персонажей, воспринимать образное содержание сказки. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи.
4. А. Барто «Прогулка»
Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. В. И. Одоевский «Мороз Иванович»
Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословицы.