тамара папст
Постановка и начальный этап автоматизации смычно-проходного звука [Л]
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативная артикуляция звука [л] :
Положение губ зависит от последующего гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята.
Постановка и начальный этап
автоматизации звука [л] :
Публикация «Постановка и начальный этап автоматизации смычно-проходного звука [Л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
Работа по постановке и автоматизации звука [л] может начинаться уже на этапе межзубной отработки свистящих и продолжаться параллельно с формированием навыков произнесения шипящих.
Важно дать ребенку почувствовать различие в способах образования звуков : «ветерок» — при образовании щелевых звуков и «гудок»— при произнесении смычно-проходного звука [л].
Межзубный вариант постановки сонора является наиболее эффективным методом коррекции большинства видов искажения звука. Прикусывание передней части языка позволяет убрать палатализацию (подъем
средней части языка к твердому небу). Протягивание последующей гласной (все гласные звуки, кроме [и]) обеспечивает твердое произношение согласного звука [л].
При губно-зубном, носовом и велярном видах ламбдацизма зрительный контроль, который легче осуществлять, фиксируя зубами кончик языка, является существенной опорой. При этом ребенку можно объяснить: «Гудочек» живет на язычке. Язычок обязательно встречается с зубками».
Звук [л] — единственный согласный, при произнесении которого язык сужен. Это смычно-проходной звук. Поэтому предваряющими работу со звуком [л] должны быть артикуляционные упражнения: «Часики» (движение кончика языка в углы рта) и «Змейка» (узкий язык удерживается неподвижно по средней линии рта). В большинстве случаев при моторной алалии успешно используется такая последовательность введения звука в постепенно усложняющуюся структуру слова:
• двухсложные и трехсложные слова из прямых открытых слогов со звуком
[л] в начале слова (лапа, лопата);
• двухсложные слова из прямых открытого и закрытого слогов со звуком [л]
в середине слова (халат, пилот);
• трехсложные слова из трех открытых слогов или двух открытых и закрытого слогов со звуком [л] в середине слова (болото, мо-ло-ток);
• трёхсложные слова из открытого, закрытого и открытого слогов со звуком
[л] во второй части слова (болонка, палатка);
• звук [л] в конце односложных и двухсложных слов (гол, пенал);
• [л] в стечении согласных в середине слова (галка, полка…
Только после этого отрабатываются навыки произнесения звука [л] в стечении согласных в начале слова, отдавая предпочтение артикуляционно сильной позиции
в ударном слоге:
п-ла пла пла-кать,
п-ло пло пло-хо,
г-ла гла гла-дить
г-лу глу глу-пый
Таким же образом отрабатываются коартикуляции с другими согласными, объединяя парные звонкие и глухие согласные, сходные по способу образования:
пла, пло, плу, плы; бла, бло, блу, блы
кла, кло, клу, клы; гла, гло, глу, глы
сла, сло, слу, слы; зла, зло, злу, злы
Далее произнесение автоматизируемого звука в стечении согласных отрабатывается в словах и предложениях
Задание №1
Послушай и повтори слог и слово.
«Погуди» на кончик языка и хорошо потяни гласные звуки [а], [о].
Ла — лапа. Ла — лама. Ла — Лада.
Ло — лоси. Ло — лотос. Ло — ло-кон.
Задание №2 ил. 12
Рассмотрим и назовём картинки. Правильно произнеси звук [л] в начале слов.
Ла-па, Ла-да, ла-ма, ла-ни.
Ло-си, ло-тос, лод-ка, лок-ти.
Задание №3 ил. 13
Послушай и повтори: а-ла, о-ла; а-ло,оло; и-ло, у-ло. Назови картинки и правильно произнеси слова со звуком [л] во втором
слоге.
Ха-лат, са-лат, пи-лот, у-лов.
Бо-ло-то, бо-лон-ка, со-ло-ма, со-лон-ка.
Задание №4
Послушай и повтори слова. Правильно
произнеси звук [л] в конце слов. Долго произнеси гласный звук перед звуком [л], чтобы кончик язычка «успел встретиться с зубками».
Бал, зал, мал, дал.
Бо-кал, пе-нал. Ки-дал, по-пал.
Гол, кол, пол, у-кол.
Ко-тёл, осёл, ко-зёл, му-ко-мол.
Задание №5 ил. 14
«Что делал Николай?» Добавь нужное слово