Светлана Свибович
Методика В. В. Воскобовича. Пособие по обучению чтению «Складушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей дошкольного возраста с помощью методик раннего развития Вячеслава Владимировича Воскобович.
Моя тема по самообразованию «Развитие детей дошкольного возраста с помощью методик раннего развития Вячеслава Владимировича Воскобович».Тема очень обширная методик и игровых пособии им разработано много. И каждое из них достойно применяться в работе с детьми.
Публикация «Методика В, В, Воскобовича, Пособие по обучению чтению „Складушки“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Я расскажу о игровом пособии по обучению чтению, называется пособие «Складушки»
(раздать пособия)
Систем обучения детей чтению существует довольно много. Идеальной и безупречной еще не придумали, и, по всей вероятности, не придумают. Каждый ребенок индивидуален и то, что хорошо для одного, неинтересно и скучно для другого. Но дело не только в этом. Можно учить читать целыми словами, но эта методика не очень оправдана для русского языка, в котором нет такого расхождения между написанием и чтением, как, например, в английском, поэтому учить зрительный образ всех слов нецелесообразно. Как правило мы готовим детей к школе по традиционной методике, анализируя звуки, разделяя их на гласные и согласные, звонкие и глухие, а главное на мягкие и твердые. Это хорошая методика,но занимает много времени.
Слайд 1
Проще всего учить читать целыми складами. Игра Воскобовича «Складушки» хороша для детей, которые любят смотреть картинки в книжках, слушать стихи и песенки. Таким детям обучение чтению по иллюстрированным карточкам будет в радость.
Вячеслав Владимирович Воскобович предлагает двадцать одну карточку – называются они «Складушки» – для обучения чтению.
Слайд 2
Первая карточка, самая главная, содержит только гласные звуки. В центре располагается рисунок, на котором изображены дети. Мальчик и девочка собирают гласные звуки в лукошко. Вокруг летают «окошки в мир», внутри которых буквы А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Под рисунком располагается «главная песенка», где красным цветом выделены все ударные гласные. По бокам картинки четко написаны те же буквы, что и на рисунке, но в определенном порядке: слева – гласные, которые делают стоящие перед ним согласный твердым, а справа – мягким. Остальные двадцать карточек построены по тому же принципу.
Слайд 3
Только по бокам картинки располагаются уже не только гласные, а слияние с согласными. Такие слияния и называются складами.
Все рисунки – хороший повод поговорить с ребятами развеселить их. Вячеслав Владимирович, хорошо зная детей и то, что они любят, расположил на карточках и кошечку, и щенка, и лошадку, и гусей, барабаны и
Слайд 4
новогоднюю елку, возле которой обливается слезами мальчик Вова-рева, и много всего разного и интересного. Стихи под картинками разнообразны и оригинальны.
Слайд 5
Вот щенок знакомится с зубной щеткой, трогая и обнюхивая ее, а щетка щекочет его носик и лапки.
Слайд 6 7 8
В другом стихотворении мама-комариха учит летать своего ребенка-комаренка. На страничках «Складушек» живет болтливый Коля, плаксивый Вова, барабанщик Боря – в общем, веселая компания детям обеспечена.
Все стихи – это слова песенок, которые записаны на диске, прилагаемом к книжке с карточками. Песенки поет сам Вячеслав Воскобович (дядя Слава) и Людмила Мерзлякова (Лопушок) под гитару. Между песенками есть немного разговоров, после песенки пропеваются склады, слияния звуков, расположенных в вертикальных столбиках. Звучание очень домашнее и уютное. По мере прослушивания песенок незнакомый Вячеслав Владимирович Воскобович превращается в родного дядю Славу, а детский голосок Лопушка располагает к доверительному отношению. Длительность записи на диске всего полчаса, но это скорее преимущество, чем недостаток. Ведь слушать его предстоит не один раз, а дети очень консервативны (понравившаяся песенка включается вновь и вновь, надоедая родителям, любимая книжка зачитывается до дыр, а заинтересовавший мультфильм просматривается уж точно не один раз).
ИГРА «СКЛАДУШКИ» ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ЛЕТ И МОЖЕТ НАУЧИТЬ МАЛЫША ЧИТАТЬ ЗА 5-6 МЕСЯЦЕВ, ЕСЛИ ЗАНИМАТЬСЯ 2 РАЗА В НЕДЕЛЮ Время занятий зависит от возраста детей. ЕСЛИ РЕБЕНКУ ОКОЛО 6 ЛЕТ, СРОК МОЖЕТ БЫТЬ СОКРАЩЕН ДО МЕСЯЦА.
Все карточки игры могут быть преподнесены ребенку как домики одного городка под названием Складинск, а все герои песенок-стихов как его жители. По такому загадочному городу и предстоит путешествие. Целесообразно предлагать детям по одной карточке и начинать знакомство с ней с картинки.
Слайд 9.
• Рассмотрите, что нарисовано, задайте ребенку вопросы, что изображено на рисунке, что там происходит. Например, открыв страничку с буквой «Ц», спросите ребят, кого они видят на картинке. В зависимости от возраста поинтересуйтесь, как лошадка говорит, как цокает или почему она так красиво одета (или что такое сбруя и попона). Поговорите с ним о цирке и зрителях, которые изображены на заднем фоне. Можно придумать лошадке имя, сочинить про нее короткую сказку.
• Познакомьтесь с песенкой (точнее, с двумя песенками: первая будет смысловая, вторая – слоговая).. Показывайте пальчиком, какая строчка поется. Со второго, третьего занятия дети хорошо улавливают на слух момент когда нужно начинать следить за строкой и делают это самостоятельно.
• Затем начинайте работу, касающуюся непосредственно чтения. Важно четко произносить слияния, сначала – расположенные слева, потом – справа. Согласные отдельные звуки нужно читать отрывисто, а сочетания с ними так, как будто это коротенькие слова из двух букв. Только гласные звуки произносятся как буквы алфавита!
• Предложите ребятам самостоятельно найти услышанные слоги. Прочитайте вместе. Петь песни можно с любимыми игрушками. Можно добавить движения, чтобы долго не сидеть на одном месте.
«СКЛАДУШКИ» МОЖНО ПРЕВРАТИТЬ В «ЛОТО». ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ИЗГОТОВИТЬ ПОЛОСКИ С СКЛАДАМИ (ТАКИМИ ЖЕ, КАК НА КАРТОЧКАХ) И ИГРАТЬ ПО ТРАДИЦИОННЫМ ПРАВИЛАМ, НАЗЫВАЯ СКЛАДЫ И ОТЫСКИВАЯ ИХ НА СЛУХ.
После этого предстоит пройти еще два этапа обучения. Прежде всего, находить на карточках склады, составляющие короткие слова: например, КО-Т, РИ-С, ДЕ-Д. Сначала помогайте, потом постепенно усложняйте задачу преходя к более сложным словам.
Данное игровое пособие применяю на практике в индивидуальной работе с детьми. Подгруппа составляет 5 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-15 минут. Занятия начинаю с веселого стиха или загадки о букве, затем идет работа по пособию и в завершении можно послушать песенку о букве. Занимаемся по «Складушкам «с октября. Ребятам читать по карточкам нравиться, ждут, спрашивают с какой буквой будем читать.