Анна Чулочникова
Пособие по подготовке к обучению грамоте «Город звуков» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство» детский сад № 318
Пособие по подготовке к обучению грамоте «Город звуков»
Разработала учитель-логопед
А. В. Чулочникова
Аннотация к пособию по обучению грамоте «Город звуков».
Публикация «Пособие по подготовке к обучению грамоте „Город звуков“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Разработала учитель-логопед: Чулочникова А. В.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Основные задачи пособия :
- уточнение и конкретизация понятий «Звук» и «Буква», «Слог», «Слово», «Предложение»;
-закрепление навыка определения места звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- различение звуков на гласные - согласные, по твердости-мягкости, звонкости-глухости, запоминание схематичного изображения гласных и согласных звуков;
- закрепление умения составлять схему слов, предложений;
- Закрепление умения делить слова на слоги, ставить ударение в словах;
- запоминание образа буквы;
- развитие мелкой моторики, тактильного восприятия;
- коррекция пространственной ориентировки, развитие зрительного восприятия, образного мышления;
Описание пособия «Город звуков» :
Данное пособие мобильное, может использоваться не только для работы в логопункте, но и при выходе логопеда в группы детского сада для групповых занятий.
В «Городе звуков» : есть дома: гласных звуков и букв, дома согласных. В домах «живут» веселые человечки «Звукарики». В красном домике-гласные, девочки. Они любят веселиться и петь песни. В синем домике живут согласные, мальчишки, которые любят шуметь. На каждом Звукарике надеты башмаки разного цвета, а также головные уборы-шляпки и колокольчики.
Цвет башмаков: красный - обозначение гласных звуков, синий - обозначение согласных твёрдых звуков, зелёный – обозначение согласных мягких звуков, жёлтый колокольчик - обозначение звонкости согласных звуков, шляпа – обозначение глухости согласных звуков.
В верхней части панно кармашек для карточек. Туда вкладываются предметные карточки (слова с изучаемым звуком, либо буквы. Карточки используются для звукового, слогового анализа слов, закрепления навыка определять ударение в слове, для составления предложений. Буквы-для связи звука с буквой и закрепления образа буквы.
В комплект пособия входят цветные фишки разной формы: квадратные красные, синие, зеленые-для составления звуковой схемы слов. Схема слова для определения позиции звука в слове, фишки для постановки ударения в слове, для определения количества слогов в слове, составления схемы предложения, знаки препинания.
Все детали съемные, их наполнение может варьироваться в зависимости от целей занятия и предлагаемых заданий.
Примерные задания для работы с пособием «Город звуков» :
1. «Найди Звукарику домик».
Нужно определить, где живет данный человечек и объяснить, почему именно он живет в этом домике.
2. «Одень Звукарика».
Детям предлагается подобрать Звукарику башмачки и шляпку, в зависимости от того, какой звук изучается в данный момент.
3. «Составь слоговую схему слова».
Предлагается картинка или схема слова, к которой нужно подобрать нужное количество фишек (черных кружочков, соответствующих числу слогов в данном слове. Можно предложить в этом задании поставить ударение в слове с помощью специальной фишки.
4. «Составь звуковую схему слова».
Из цветных фишек составляется схема слова. Фишки синие, зеленые, красные квадратики, обозначающие твердые, мягкие согласные, а также гласные звуки.
5. «Подбери к слову нужную схему».
Предлагаются две, три схемы слов, составленных из цветных фишек. Нужно выбрать из этих схем ту, что подходит к картинке, к слову.
6. «Составь схему предложения».
Сначала дети придумывают предложение с предлагаемым словом, затем, с помощью специальных фишек и знаков препинания, составляют схему предложения.
7. «Где спрятался звук?»
Определить позицию звука в слове и поставить фишку нужного цвета (в соответствии с изучаемым звуком) в одно из трех окошечек схемы: в начало, середину или конец слова.
8. «Переставь Звукариков».
Диктант на пространственную ориентировку, закрепление предлогов закрепление образа звуков (гласный-согласный, твердый звонкий, мягкий глухой и т. д.). Например: «Поставь согласный твердый звонкий звук в центр, справа поставь гласный звук, слева согласный мягкий глухой.».
9. «Разложи картинки».
Игра на различение твердых/мягких или звонких/глухих согласных звуков. Разложи в кармашки к звукам их любимые картинки. Например, картинки лук, ложка, лампа к Звукарику, обозначающему звук «Л», а лейка, коляска, лимон к Звукарику, обозначающему звук «Ль».