Елена Чугина
Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников
Упражнение "Кто без чего не обойдётся".
На столе перед ребёнком выкладываются карточки с изображениями слов. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?. Без садовника… собаки… забора… земли?. Почему?
Публикация «Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников» размещена в разделах
Необходимо положить картинку с изображением сада. Затем ребёнка просим выбрать из предложенных картинок две картинки которые, по его мнению, больше всего подходят к данному слову. Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.
"Лабиринты". (Проводится индивидуально).
Цель: развитие наглядно-образного и абстрактного мышления.
Оборудование: карточки с изображением лабиринтов.
Ход игры : ребенку предлагается пройти лабиринт, начиная от стрелки.
"Четвертый лишний". (Проводится индивидуально).
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Оборудование: карточки с изображением цветных картинок. Ход игры : ребенку предъявляется картинка с изображением 4-х предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется "лишним". Ребенок должен определить, какой предмет лишний и все оставшиеся предметы назвать, одним словом.
Игра «Профессии» : няня, воспитатель, врач, медсестра, повар, шофер.
Цель: объяснить детям, что все взрослые трудятся; рассказать из каких трудовых операций состоит труд знакомых ребенку людей (шофера, няни, воспитателя, повара, врача, медсестры); рассказывать увлекательно, воспитывая уважение ко всякому труду и желание трудиться; упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотнесение орудий труда с профессией и рабочей одежды; активизировать в речи детей название орудий труда, профессий, рабочей одежды (шофера, няни, воспитателя, повара, врача, медсестры); развивать слуховое восприятие, зрительную память, наглядно-образное мышление.
Оборудование: машинка, овощи, фрукты, миска, карточки с изображением профессий, предметы и одежда, соответствующие данным профессиям, бумажные куклы, картинки с изображением еды.
- Любят наши малыши вкусные булочки, пирожки, ватрушки, которые печет повар детского сада.
- А что вы ели сегодня на завтрак?
- Вкусно было?
- Это все нам готовит повар детского сада. А продукты, из которых повар готовит, привозит на машине шофер.
Едет машина, груженная овощами и фруктами.
- Спасибо большое шоферу. А с кухни еду в группу приносит наша няня.
На столе стоят продукты, а на фланелеграфе картинки с изображением еды. Дети рассматривают и называют продукты.
- Да, надо многое уметь и знать, чтобы превратить эти продукты во вкусную еду. Наша повар - настоящая волшебница!
- Чтобы вам было удобнее и приятнее съесть пирожок, няня разложила их на красивые чистые тарелочки, расстелила чистые выглаженные салфетки. Ешьте на здоровье! Растите скорее! А вырастите, и сами превратитесь в волшебников: станете шоферами, нянями, поварами.
- Вот мы и поели. А с кем вы играете в группе?
- А, что еще делает воспитатель?
- Воспитатель следит за вами. Если вы уколете пальчик, воспитатель отведет вас в медпункт. Кто в медпункте сидит?
- Правильно, медсестра. А что она делает?
- А вы знаете, чем медсестра отличается от врача?
- Врач выписывает лечение, а медсестра выполняет его. А теперь мы с вами поиграем.
Достаются картинки с изображением людей в своей профессиональной форме. Дети называют профессию и отмечают детали костюма. Называют орудия труда. Затем дефектолог раздает кукол и предлагает одеть кукол в одежду.
- Кем стала твоя кукла?
- А у тебя?
Задаются уточняющие вопросы каждому ребенку.
Фрагмент 2.
В коробке лежат предметы, которые нужны для работы людям разных профессий, дети достают предмет, называют его, говорят, для чего он нужен и какой кукле они его отдадут.
Игра «Озорной котенок»
Оборудование: картинка с предметами, стоящими на столе. Около ножки стола сидит котенок.
Ход игры. Ведущий показывает картинку и рассказывает историю, как один озорной котенок играл на кухне и зацепился за скатерть, предметы стали подать вниз. Ребенку предлагается запомнить предметы, которые могут упасть. Картинка убирается. Ребенок должен назвать, в какой последовательности упадут предметы, если котенок зацепился за скатерть с левого (правого) края.
Игра «Радуга»
Оборудование: цветные карандаши (фломастеры) или полоски цветной бумаги. Цветов может быть много.
Ход игры. Ребенку рассказывается история о том, что прошел дождь, и на небе появилась радуга, но это была необычная радуга. На столе выкладывается 5–6 карандашей (полосок) разных цветов. Ребенка просят в течение 10 сек внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета в волшебной радуге. Правильность выполнения задания проверяется. Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается. Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди раскладывать друг для друга карандаши или полоски цветной бумаги, постепенно увеличивая их количество.
Игра «Художник»
Ход игры. На доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только то, что попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы.
Слуховая память
Игра «Я возьму с собой …»
Ход игры. Дети садятся в кружок. Оговаривается тема, куда дети пойдут сегодня (в зоопарк, в поход, на рыбалку, в Африку и т. д.) или откуда будут возвращаться. Затем первый игрок называет первое слово, чтобы он взял с собой, собираясь пойти, или, чтобы она взял с собой, собираясь оттуда уходить. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т. д. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Игра «Скороговорки»
Ход игры. Ребенку предлагается повторить скороговорку. Задание можно усложнять и делать легче, изменяя количество и сложность слов.
Игра «Где, чей дом?»
Ход игры. Ребенка просят послушать стихотворение очень внимательно и постараться его запомнить. Воробей живет под крышей, В темной норке — домик мыши, У лягушки дом — в пруду, Домик пеночки — в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? — Он у мамы под крылом. (Т. Волгина) После прослушивания ребенку задаются вопросы: кто живет в темной норке? Где находится домик лягушки? и т. д.
Осязательная память
Игра «Чудесный мешочек»
Оборудование: небольшой мешочек, геометрические фигуры, карточки с приклеенными геометрическими фигурами из бархатной бумаги, повязка на глаза.
Ход игры. Ребенку завязывают глаза и предлагают пощупать карточку с приклеенной фигурой из бархатной бумаги. Карточка убирается, повязка снимается, ребенка предлагают найти такую же геометрическую фигуру в мешочке, не заглядывая в него.
Узнай предмет.
Оборудование: повязка на глаза, предметы, сделанные из разных материалов, разные по весу и форме.
Ход игры. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3–10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.
Игра «Кукловоды»
Ход игры : Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4–5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5–6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами : один — «кукловод», другой — «кукла».
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений : наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
Игра «А ну попробуй, повтори»
Ведущий показывает одно движение, ребенок должен повторить все движения, показанные ему ранее, если таковые были, и то движение, которое ему только что показал ведущий.
Игра «Удивительный мир вокруг»
Ребенку предлагается вспомнить, а потом показать: как ходит корова, прыгает лягушка, кошка лежит на солнышке, как тормозит машина на светофоре, как человек поднимается по лестнице, как бабушка поправляет очки и т. д.
Эмоциональная память
Игра «Расскажи»
Ход игры. Ребенку предлагают вспомнить, где он был в выходные, что делал, что чувствовал, какие испытывал при этом эмоции. Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами составить наиболее полную эмоциональную картину
Игра «Посмотри и опиши»
Оборудование: детский мультфильм, оборудование для просмотра мультфильма.
Ход игры. Дети смотрят мультик, а потом стараются вспомнить, какие эмоции испытывали сказочные герои.
Символическая (словесно-логическая память)
1 Игра «Представь себе».
Ход игры. Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку: Лев, нападающий на антилопу. Собака, виляющая хвостом. Муха в супе. Миндальное печенье в коробочке в форме ромба. Молния в темноте. Пятно на любимой рубашке. Капли дождя, сверкающие на солнце. Крик ужаса в ночи. Друг, ворующий любимую игрушку. После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы (или нарисовать).
Игра «Назови предмет»
Ход игры. Ребенку предлагается отгадать предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный. гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает. И т. д.