Виктория Петалова
Пояснительная записка проекта «Весёлый мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Пояснительная записка.
Программа проекта «Веселый мяч» разработана на основе методических рекомендаций «Физическая культура дошкольникам» Л. И. Пензулаевой и «Школа мяча» Н. И. Николаевой с детьми возрастной категории 5-6 лет. Проект разработан в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,а также в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санаторно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Публикация «Пояснительная записка проекта „Весёлый мяч“» размещена в разделах
Проекта определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Актуальность проекта : Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском саду необходимо организовывать занятия по интересам физкультурно-спортивной направленности.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом (в парах, втроём, в кругу) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно работать с партнёрами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и стали основой для составления данной программы. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программой начального общего образования по предмету «Физическая культура».
1.1.1. Цель проекта «Весёлый мяч» :
Освоение детьми различных техник владения мячом, формирование интереса детей к занятиям физической культурой и спортом.
1.1.2. Задачи проекта :
1. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
2. Освоение техники игры в волейбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
3. Познакомить дошкольников с историей игр волейбол, баскетбол и футбол.
4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
6. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
7. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Принципы и подходы:
-поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства;
-реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
-принцип гармоничности образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенности и особенностям развития).
1.1.3. Значимые для реализации проекта характеристики :
В реализации проекта участвуют дети возрастной категории 5-6 лет в количестве 43 человека в том числе:
- девочек – 19 человек,
- мальчиков – 24 человек.
1.1.4. Форма обучения:
- Специально организованные занятия;
- Игровые упражнения, групповые, подгрупповые, индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
1.1.5. Место проведения: физкультурный зал МКДОУ ДС №23 «Теремок», спортивная площадка.
1.1.6. Количество и длительность занятий.
1 занятие в неделю,
4 занятия в месяц,
32 занятия в учебном году
1.1.7. Этапы реализации проекта :
– подготовительный (с 1-15 сентября 2015)
– основной (с 15 сентября 2015 – 15 мая 2016)
– заключительный (с 15 мая - 30 мая 2016)
1.1.8. Планируемые результаты проекта :
1. У детей будут сформированы простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику.
2. Дети освоят элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол.
3. Дошкольники познакомятся с историей игр волейбол, футбол, баскетбол.
4. У детей улучшатся показатели координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, ориентировки на площадке.
1.1.9. Организация образовательной деятельности:
На занятиях и вне занятий:
1. Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.
2. Дети должны освоить элементы игры в волейбол, баскетбол, пеонербол состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)
3. Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в
корзину, подача мяча.
4. Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.
Обучение способам действия.
1. Нижняя, верхняя подача мяча.
2. Передача сверху двумя руками.
3. Прием мяча снизу двумя и одной рукой.
4. Блокирование
Правила в игре волейбол:
1. Состав команды от 6 до 12 игроков. Основными считаются 6 игроков.
2. Игра начинается с подачи. Право на подачу определяется жребием, в котором участвуют судья и капитаны команд.
3. Игра проводится из трех или пяти партий. Если счет в партии достигнет равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.
4. Когда команда выигрывает право на подачу, игроки выполняют переход, смещаясь по часовой стрелке. Если выиграно очко, смена не производится, и подача выполняется повторно игроком зоны 1 с места подачи.
Команда теряет право на подачу если:
1. Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;
2. Мяч коснулся игрока или постороннего предмета;
3. Мяч упал за пределы площадки;
4. Подача выполнена не с места, вне очереди, двумя руками, с руки, броском.
5. Мяч можно отбивать руками не более трех раз.
Правила в игре пионербола:
1. Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек в каждой
2. Подача выполняется броском одной рукой через сетку
3. С мячом можно делать не более трех шагов по площадке, после чего его необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через сетку.
4. Разрешается совершать не более одного паса в атаке.
5. Игра проводится из двух или трех партий до 25 очков. Если счет в партии достигнет равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.
Команда теряет право на подачу если:
1. Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;
2. Мяч коснулся пола на своей площадке;
3. Подача выполняется не с места;
4. Сделано более трех шагов с мячом в руках;
5. Сделано более одного паса при атаке.
Правила в игре пионербола с 2 мячами:
Существует несколько вариантов игры. Играть в пионербол интересно в каждом случае. При игре в пионербол с двумя мячами, каждой команде дают по мячу. По свистку начинается игра. Команды пытаются перебросить мяч на сторону соперника. Засчитывается проигрышное очко той команде, в чьем владении находится сразу оба мяча. Важным нюансом такого правила является то, что мяч считается во владении команды, если ее коснулся игрок или же он ударился о землю. В случае если мячи ударяются друг с другом в воздухе, партия начинается заново.
1.1.10. Взаимодействие с родителями:
Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.
Совместная деятельность детей и родителей эмоции от игр с мячом.
Организация фотовыставки «Весёлый мяч»
Наглядная информация для родителей:
• Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)
• Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.)
• Папка «Физкультура – это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
• Пополнение картотек «Игры на улице»
1.1.11. Диагностические критерии (на основе автора Н. И. Николаевой) :
Низкий уровень: неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.
Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно, оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.
Высокий уровень: уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты действий с мячом.
Диагностическая методика на выявление уровня усвоения двигательных
умений и навыков движений с мячом.
Броски мяча вверх и ловля его:
не менее 10 раз – 3 балла,
от 5 до 10 раз – 2 балла,
менее 5 – 1 балл.
Отбивание мяча об пол одной рукой:
не менее 10 раз подряд – 3 балла,
от 5 до 10 раз – 2 балла,
менее 5 – 1 балл.
Отбивание правой – левой рукой на месте:
не менее 10 раз подряд – 3 балла,
от 5 до 10 раз – 2 балла,
менее 5 – 1 балл.
Ведение мяча, продвигаясь бегом:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
Перебрасывание мяча через сетку друг другу:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
Ведение мяча прыжками:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
Комментарий к проведению диагностики.
Все оценки показателей по каждому заданию суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 24. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом:
19-24 баллов - высокий уровень,
13-18 баллов - средний уровень,
8 -12 баллов - низкий уровень