Татьяна Леонова
Программа по эмоционально-творческому развитию дошкольников «Вдохновение». Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Вдохновение»
Процесс творчества взрослого и ребенка целиком зависит от вдохновения. Программа «Вдохновение» направлена на решение творческих задач, при котором достигается максимальный результат. Она нацелена на эмоционально-творческое развитие личности в условиях интегративного воздействия различных искусств (живопись, музыка, поэзия).
Задачи:
• способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;
Публикация «Программа по эмоционально-творческому развитию дошкольников „Вдохновение“, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творчес-кой деятельности;
• создать условия для освоения нравственно-эстетических ценностей, побуждать ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.
Программа основана на синтезе искусств, где доминирующая роль отводится живописи и музыке, методически представлена системой интегративных занятий, которые объединяют изобразительную и музы-кальную деятельность, развитие речи и ознакомление детей с окружающим миром.
Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов
• Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
• Принцип целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
• Принцип интегративности программы заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.
Программное содержание выстраивается так, чтобы развитие ребенка происходило через освоение и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, музыки, поэзии, через обогащение опыта в преобразующей ху-дожественно-творческой деятельности, продуктом которого могут быть рисунки детей, созданные индивидуально и группой; пластика движений, словотворчество. Это обеспечивает качественный рост личности дошкольника, обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства (живопись, музыка, литература); обогащение эмоционального, художественно-эстетического опыта; накопление и рас-крытие творческого потенциала дошкольника.
Структура и содержание программы
Программа «Вдохновение» рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на интегративных занятиях, строятся во всех возрастных груп-пах по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в каждом конкретном возрасте. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятия окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми.
Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10—12 человек, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Занятия четко не регламентированы во времени, так как педагоги ориентируются на увлеченность детей, но, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, занятия не должны превышать 35 минут.
Я на интегративных занятиях использовала различные изобрази-тельные материалы, всевозможную бумагу для «свободного творчества» детей. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками»! И только после свободного взаимодействия с материалом, «насытившись» игрой с ним, дети знакомятся и осваивают
техники рисования кистью и красками.
Желаю всем педагогам использовать в работе эту чудесную методику.