Светлана Белых
Пояснительная записка к проекту «Сундучок сказок и потешек»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лиши человека воды,
и он умрет, а лиши книги –
он перестанет быть человеком».
Народная мудрость
Семья и ДОУ- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействия, то есть следует придерживаться такого девиза:«Вместе- мы сила!»
Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат, а чтобы добиться хорошего результата, необходима система. Начало этой системы- в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в 19 веке были написаны строчки: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему». И если родители- люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса у ребенка к книге уже в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Пояснительная записка к проекту „Сундучок сказок и потешек“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сказки - это духовные богатства культуры,благодатный ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и, вместе с тем, выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. Это будет способствовать развитию маленького человека.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержание всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Семейное чтение имеетособое значение для читательской судьбы ребенка. Поэтому важно убедить и вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития у детей интереса к чтению и любви к книге.
«Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу другой,
и тогда рождается родство души». (Я. Корчак)
Традиции семейного чтения-очень важная часть в системе семейного воспитания. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце. Необходимо с раннего детства приучать ребенка: слушать чтение взрослого, рассматривать вместе с ним книжные иллюстрации, активно думать, переживать за героев.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. Метод проектов - это обучение и воспитание через деятельность, а в работе с семьей- через совместную деятельность детей и родителей.
Представляем вашему вниманию идею взаимодействия с родителями по проблеме возрождения семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Каждая семья мечтает вырастить читающего ребенка. Проведя анкетирование среди родителей «Воспитание интереса книге», мы совместно с родителями пришли к мнению, что недостаточно уделяется внимание чтению только в детском саду или только в кругу семьи, необходимо объединить усилия, и тогда мы добьемся положительного результата.
С этой целью был разработан проект «Сундучок сказок и потешек», девиз которого: «Расту вместе с книгой!»
На вечере семейного общения «Папа, мама и я- читающая семья» родителям были предложены нетрадиционные и традиционные формы работы с детьми и план работы по проекту, а так же проведен мастер-класс по изготовлению книжек-самоделок по разным технологиям:
- книжка-раскладушка (с подбором иллюстраций потешек и стихов);
-волшебная коробочка (подбор картинок, героев сказок);
- книжка из детских рисунков (сочиняем рассказ);
- книжка-коллаж (смешные истории);
-«моя первая книжка» (расскажи о себе по фотографиям).
Так же родители познакомились с разными видами театра:
настольный, пальчиковый, кукольный, сказки на фланелеграфе и магнитной доске.
На вечере семейного общения родители были активны, высказывали свое мнение об актуальности семейного чтения.
Выставка «Моя первая книжка» была организована с помощью родителей и детей: родители в домашней обстановке, привлекая ребенка к созданию собственной книжки, способствовали к творческому развитию ребенка, учили его размышлять и фантазировать.
Все книжки- самоделкихранятся в волшебном сундучке в группе детского сада и используются в разных видах образовательной деятельности, сюрпризных (игровых) моментах.
В группе была открыта лечебная мастерская «Подари книжке жизнь». Дети с удовольствием помогали мамам «лечить» книжки, успевали рассматривать иллюстрации и рассказывать небольшие рассказы. Дети научились сопереживать и радоваться тому, что книжку починили, что она стала как новая и поняли, что её нужно беречь.
Благодаря нашему совместному проекту в детском саду открылась мини-библиотека «Книга на прокат».
Дети с пребольшим удовольствием, желанием сами выбирают книжку для чтения дома. В группе ведется картотека, где родители записывают название книги, которую взяли и дату. Наша библиотека в детском саду пользуется большим успехом не только среди детей и родителей нашей группы, но и других групп. Родители охотно откликнулись на просьбу, пополнить нашу библиотеку своими домашними книгами.
В течение дня проходят дневные литературные чтения, и обсуждение по прочитанным книжкам дома. Дети часто берут одну и ту же книжку для чтения домой, и родители стали понимать, что ребенку интересно, что его глубоко затронуло.
Свои впечатления дети отображают в разных видах продуктивной деятельности. Родители наглядно это видят на выставках детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям. Дети охотно рассказывают сказки, играют с настольным театром, магнитными пазлами и др.
Далее работа по проекту будет продолжаться на протяжение учебного года.
Совместное семейное чтение -это прежде всего общение. А главное сплочение детей, родителей и педагогов, мы стали еще сильнее, добрее, терпеливее: «Мы вместе- сила!»