Инна Копаницкая
Материал для календарно-тематического планирования. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к методической разработке.
Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической группе для детей с ЗПР. Деятельность учителя – дефектолога в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач: адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития. Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя – дефектолога является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Совместно с другими специалистами (воспитатель, педагог – психолог) исследуем уровень сформированности психических процессов: внимание, память, мышлении, восприятие, воображение, речь. Выявляем также уровень сформированности компонентов деятельности: мотивация, программирование, регуляция (т. е. сформированность знаний, умений и навыков).
Публикация «Материал для календарно-тематического планирования, Пояснительная записка» размещена в разделах
Целью коррекционно – педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях ДОУ является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка.
Данная методическая разработка появилась в связи с тем, что возникла необходимость в систематизации материала по лексическим темам, для повышения качества подготовки к занятиям и оптимизации процесса взаимодействия с воспитателями и родителями.
Настоящая методическая разработка включает в себя ряд игр и упражнений, направленных на развитие психических процессов, а также мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. В картотеке содержатся: пальчиковые игры с речевым сопровождением, физминутки, динамические паузы, дидактические, словесные и подвижные игры. Дидактические игры и упражнения направлены на формирование восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития. Словесные дидактические игры – один из самых старинных видов дидактических игр. Они хороши тем, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка, так как темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас детей, помогают освоить грамматику родного языка.
Все игры и упражнения систематизированы по лексическим темам, что облегчает работу педагогов при календарном планировании. Данная картотека может быть полезна как дефектологам, логопедам, так и воспитателям.
Тема: «ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ»
Словарь: ствол, ветки, листья, крона, лес, парк, высокое.
Ветвистое, голое, осеннее, весеннее, шумят,
Качаются, золотые листья; елка – хвоя, зеленая,
Пушистая, ветвистая, колючая; березка – стройная,
Кудрявая, склонилась, хвойные, лиственные, фруктовые,
Сажать, охранять, плод, шишка, желудь, сережкаю
Наблюдения в природе – учить различать по форме, величине листа березу, клен, дуб. Учить связно высказывать свои мысли. Наблюдение за елкой, еловой веткой – познакомить со свойствами иголок (острые, колючие); использование уменьшительно-ласкательной формы от слов елка, иголка, ветка; дать понятие «елка – это дерево».
Речевые игры:
1. «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Тополь – тополек и т. д.
2. «Один – много» - образование существительных множественного числа. Клен – клены и т. д.
3. «Назови, какой, какая?» - образование относительных прилагательных. Лист березы – березовый и т. д.
4. «Чьи плоды (семена)» - поиск соответствующего понятия. Желуди растут на дубе, шишки растут на елке и т. д.
Дидактическая игра «Такой листок – лети ко мне» - упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать в словаре детей названия деревьев.
Оборудование: по паре листьев с деревьев, картинки деревьев.
Описание: Детям дают по одному листочку, парные листья у воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми названия деревьев и внешний вид листочков. Затем он показывает листок и ребенок с таким же листиком подбегает к нему.
Дидактическая игра «К дереву беги» - закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада. Учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево. Продолжать учить действовать по сигналу.
Игра «Вырастили елку» (математическая) – учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, располагать предметы в убывающем порядке.
Оборудование: наборы зеленых треугольников разной величины.
Описание: Педагог демонстрирует образец, обращая внимание детей на расположение различных по величине треугольников. Затем дети сами собирают елочки, объясняют расположение треугольников.
Дидактическая игра «Загадайте – мы отгадаем» - учить различать деревья по коре, листьям, плодам. Тренировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительного единственного числа.
Описание: Дети делятся на 2 группы. Первая команда выбирает дерево и описывает его, а вторая – отгадывает и называет дерево ласково.
Театрализованная игра «Посадили деревце» - развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; учить интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.
Описание: воспитатель предлагает детям превратиться в деревья. Дети поднимают руки вверх, изображая деревце, и проговаривают слова стихотворения: Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клен.
Затем детям предлагается сказать фразу: «Ах, какое красивое деревце!» с восхищенной интонацией.
Упражнение «Листопад» - координация речи с движением.
Ветер с листьями играет Дети вытягивают руки
Вперед и делают взмахи
Из стороны в сторону.
То поднимет, то бросает. Поднимают руки вверх,
Встают на носочки,
Затем приседают.
Кружит в вальсе листопад кружатся
Поздней осени наряд.
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Словарь: названия животных, частей тела. Ежик – сердитый,
Колючий, недотрога, пыхтит; медведь – косолапый,
Лохматый, рычит, берлога, медвежонок; заяц –
Косой, белый, серый, пушистый, трусишка, хвастун;
Белка – белочка, рыжая, пушистая, прыгает, дупло,
Шишки, орехи, грибы; лиса – лисичка, лисонька,
Плутовка, рыжая, хитрая; волк – серый. Волчище,
Хвостище, злой, голодный.
Беседа о животных – формировать знания детей о жизни животных в лесу. Дать детям представления о том, что в природе нет абсолютно вредных животных.
Чтение сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Колючая семейка», «Зимовье зверей», «Пых»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», Л. Куликова «Белочка - умелочка», Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», Е. Чарушин «Лисята» - формировать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; оценка поступков героев, высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа.
Речевые игры:
1. «Назови ласково».
2. «У кого – кто?» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У белки – бельчонок, бельчата и т. д.
3. «Кто кем был?» - усвоение категории творительного падежа,
закрепление названий детенышей животных. Медведь был…
(медвежонком). Еж был… (ежиком).
4. «Чья семья?» -усвоение притяжательных прилагательных. Волк,
волчица, волчонок – это волчья семья.
Экологическая игра «Что было бы, если бы из леса исчезли…» - развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.
Описание: педагог предлагает детям проанализировать ситуацию: что было бы, если из леса исчезли насекомые, птицы, грибы, ягоды, ушли из леса зайцы и т. д. ?
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, хлопки ладонями и удары друг о
Продает она орешки. Друга кулачками
Лисичке – сестричке, загибают по одному пальчику.
Воробью, синичке, начиная с большого
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, ритмичные хлопки ладонями
Кому в лобок, и удары кулачками.
Кому в лапочку.
Упражнение «Веселые зверята» - развитие координации движений. Развитие творческого воображения, подражательности.
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах,
По болоту и по кочкам. Сделав «ушки» из ладоней.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед
Гриб несет бельчатам-деткам. Грудью
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе,
Катится колючий ежик. Сделав круглые спинки.
Игра «Зайка» - развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.
Зайка беленький сидит. Дети стоят в кругу, начиная со
Он ушами шевелит. «вот так» поднимают руки к
Вот так, вот так голове, «шевелят ушками».
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок, скачут на двух ногах
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал, воспитатель хлопает в ладоши,
Зайка прыг… и убежал. Дети разбегаются.
Игра «Зайка» - вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Описание: дети вместе с педагогом водят хоровод. Один ребенок – зайка, он сидит в кругу.
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши (дети хлопают в ладоши, а
И другого отыщи. Зайка встает и выбирает себе
Пару)
Упражнение «Ежик» - координация речи с движением.
Шел ежик осенней порой
К ежатам тропинкой лесной.
Ягоды взял у мишки,
У белки – еловые шишки,
Листьев набрал охапку.
А яблок целую шапку.
Ежата подарки взяли
И папе «спасибо» сказали. Дети маршируют друг за другом.
Делают взмахи руками над головой.
Идут, как медвежата.
Скачут, как белочки.
Приседают, встают.
«Срывают яблоки».
Протягивают руки вперед, затем ставят на пояс.
Кланяются.
Подвижная игра «Лиса с лисятами и сокол» - развитие целенаправленного внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств.
Описание: выбираются ЛИСА и СОКОЛ. Сокол уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Лиса ведет за собой лисят по кругу и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. Лисята в точности повторяют. Кто не успевает повторить, того сокол забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой лисенок.
Дидактическая игра «Устроим зоопарк» - учить описывать внешний вид диких животных и узнавать их по описанию. Тренировать умение подбирать признаки (медведь – огромный, сильный, неуклюжий, косолапый).
Оборудование: картинки с изображением диких животных для каждого ребенка.
Описание: Воспитатель раздает детям картинки, и каждый ребенок описывает животное, подбирая характерные признаки.
Дидактическая игра «Что умеют делать звери?» - закреплять знания о диких животных, тренировать умение подбирать глаголы.
Описание: Дети «превращаются» в зверей. Каждый рассказывает, что умеет делать, чем питается, как двигается загаданное животное. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением данного зверя.
Дидактическая игра «Кто где живет» - развитие целенаправленного внимания, употребление в речи предлогов: на, под. Учить различать кусты и деревья.
Оборудование: маски лисы, зайцев и белок по количеству детей.
Описание: выбирается лиса. Остальные дети делятся на две группы – белки и зайцы. Белочки ищут растения, на которых могут укрыться, а зайчики – под которыми могут спрятаться. Зайчики и белочки бегают по «поляне». По сигналу: «Лиса!» белочки бегут к деревьям, а зайцы – к кустам. Того, кто неправильно выполнил задание, лиса ловит
Дидактическая игра «Кто это?» - закрепление понятий по теме. Формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
Дидактическая игра «Лиса и мышка» - формировать грамматический строй речи: употребление простых предлогов, закреплять навыки ориентировки на плоскости, развивать воображение.
Оборудование: картинки с изображением лисы и мышки или игрушки.
Описание: педагог показывает картинку с изображением лисы и дети описывают ее. Педагог объясняет, что лиса ловит мышей, а мыши боятся лисы. Затем педагог предлагает поиграть с ними. Дети должны поместить мышку справа от лисы, перед и за лисой и т. д. Проводится игра.
Хвост пушистый у лисицы,
Им не зря она гордится.
И хитрющие глаза,
Для мышей лиса – гроза. Пройти по кругу на цыпочках. Изображая крадущуюся походку лисы.
Остановиться, повернуться лицом в круг, сделать ритмичные повороты головой.
Пальчиками правой руки «пробежать» по левой руке от локтевого сгиба до ладони и поймать пальчики в правый кулак.
Дидактическая игра «Кто большой» (математическая) – учить сравнивать предметы по величине. Развивать мышление, быстроту реакции.
Описание: Воспитатель называет различных животных, а дети вспоминают, кто из них большой, а кто маленький. Если зверь большой – хлопают в ладоши.
Дидактическая игра «Дружные звери» - развивать находчивость, воображение, фантазию, внимание, выдержку. Развивать быстроту реакции и координацию движений, согласованность действий.
Описание: дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и движения.
Дидактическая игра «Внимательные звери» - тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту ре6акции, координацию движений.
Описание: дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но говорит «Ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
Дидактическая игра «Лисьи прятки» - упражнять детей в употреблении предлогов: за, перед, из-за, около. Закрепить понятия «большой – маленький».
Оборудование: игрушечные лисята, елочки разных размеров.
Описание: на столе устанавливается игрушечный лес, лисят располагают по лесу. Большой лисенок спрятался за большой елкой и т. д.
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о животных» - обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Учить анализировать. Обобщать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: игрушечные животные, иллюстрации.
Описание: дети называют отгаданное животное, говорят, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет ее. За правильный ответ дается фишка.
Театрализованная игра «Кто в гости пришел?» - развивать подражательные навыки и фантазию.
Оборудование: шапочки – маски животных, ширма, кукла.
Описание: воспитатель предлагает представить детям, что они не дети, а звери. Дети выбирают по желанию шапочки – маски и голосом своего персонажа, под музыкальное сопровождение, просятся в гости к кукле за ширму. Когда все животные в доме, педагог напоминает детям русскую народную пословицу: «В тесноте, да не в обиде!».
Театрализованная игра «Хомка – хомячок» - развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь, развивать воображение.
Хомка. Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок!
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –
Хомка хочет сильным стать.
Дети поглаживают бока.
Потягиваются.
Имитационные движения.
Произвольные движения.
Театрализованная игра «Волшебное превращение» - развивать пантомимические и имитационные навыки; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Описание: Ребята, у меня есть волшебная палочка. Стоит мне ею взмахнуть, и вы превратитесь в моих друзей – лесных обитателей. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. (дети под музыку имитируют движения животных). В нашем лесу есть веселый оркестр:
Собирались музыканты на осенний лужок.
Приносили музыканты кто сопелку, кто рожок.
Если в бубен бьет медведь, бубну как не зазвенеть?
А комар забьет в него, не услышишь ничего.
Волк забрался на скамейку, в лапы взял свою жалейку.
Чтобы стало веселей, сил, жалейка, не жалей.
Захотелось даже зайке поиграть на балалайке.
Заиграл, и в тот же час все в лесу пустились в пляс.
Театрализованная игра – пантомима «Медвежата» - вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми.
Описание: вот посмотрите. Гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медве6жат. Медвежата потянулись, фыркнули. Открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на полянку. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! (дальше возможна импровизация).
Тема: «ОВОЩИ»
Словарь: названия овощей и их признаки, огород, грядка,
Выращивать, собирать урожай, заготовка,
Засолка, хранение, дары осени, рассада, всходы, плоды,
Корни, семена, клубни, кочан, ухаживать.
Чтение: р. н. с. «Репка». – обучение рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации.
Речевые игры:
1. «Назови какой, какая?» - образование относительных прилагательных. Сок из помидоров – томатный, из огурцов – огуречный и т. д. Грядка с огурцами – огуречная, с морковью – морковная.
2. «Собираем урожай» - поиск соответствующего глагола. Как убирают этот овощ? Капусту срезают, картофель выкапывают и т. д.
3. «Исправь ошибку» - развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных. Исправленное предложение дети должны повторить целиком. Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока и т. д.
Беседа «Первые земледельцы». «Собирательство» (человек в истории и культуре) – знакомить детей с обработкой земли в древности. Формировать представление о растении как источнике питания древних людей.
Посадка лука – уточнить знания детей о строении корнеплода – толстый корень в земле, листья снаружи. Объяснить, как сажать лук: верхушку обрезать, чтобы быстрей и одновременно выросли перья – листья. Лук полезен для здоровья людей. Воспитывать трудолюбие. Расширять знания о растениях: для их роста требуются определенные условия.
Игра «Урожай» - координация слова с движениями, расширение глагольного словаря по теме «Овощи»
В огород пойдем, идут по кругу, взявшись
Урожай соберем. За руки
Мы морковки натаскаем таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты, срезают
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг руками
Щавеля нарвем немножко рвут
И вернемся по дорожке. Идут по кругу.
Игра «Собираем урожай» - закрепить названия овощей, учить подбирать рифму к словам.
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай?
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку).
Из земли – за чуб плутовку, тянем сочную… (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок (лук).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка (свекла).
Надо поклонится низко, чтобы вытащить (редиску).
Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий (кабачок).
Вот и все! Хоть и устали – урожай мы весь собрали.
Дидактическая игра «Вершки и корешки» - закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Оборудование: разрезные картинки овощей – вершки и корешки.
Описание: Дети делятся на две группы и берут картинки (вершки, корешки) и разбегаются по группе. По сигналу воспитателя быстро ищут свою пару.
Дидактическая игра «Вверху - внизу» - закреплять знания детей об овощах и фруктах, место их произрастания.
Воспитатель называет овощи и фрукты вперемешку, а дети показывают движениями, где эти плоды растут. Фрукты – руки вверх, овощи – присесть на корточки и говорить: вверху, внизу.
Дидактическая игра «Овощи» - развитие словарного запаса, активного внимания. Навыков общения.
Оборудование: картинки с изображением овощей.
Описание: Детям раздаются картинки. Каждый ребенок называет полученную картинку. Дети встают в круг, а картинки держат перед собой. Роль ведущего выполняет педагог. Он называет какой-нибудь овощ и тот ребенок, у которого картинка с этим овощем, пускается бежать. А чтобы его не догнали, быстро произносит название какого-нибудь овоща. Первый ребенок останавливается, второй бежит и опять быстро называет овощ. Игра продолжается до тех пор, пока один из ребят не будет пойман.
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки об овощах и фруктах» - закрепить знания об овощах и фруктах. Учить узнавать их по описанию. Развивать наблюдательность, формировать умения анализировать, сравнивать.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов.
Описание: дети делятся на продавцов и покупателей: первые загадывают загадки, а вторые отгадывают их. Затем дети сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще.
Театрализованная игра «Представьте себе» - развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.
Описание: (музыкальный фон) представьте себе, что вы маленькие горошины, вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошел дождь, горошины стали набухать, и вдруг показался росток. Росток пробился сквозь землю и, раскачиваясь, потянулся к солнышку. Появился один листочек, второй, и вот появился цветочек. Он качал своей головкой и улыбался солнышку. Ах, какие чудесные побеги гороха!
Подвижная игра «Посади огород» - развивать ловкость, умения играть в команде.
Оборудование: 2 обруча, муляжи овощей, 2 ведерка.
Описание: дети делятся на 2 команду. Нужно взять из ведра один овощ и посадить ее (положить в обруч, вернуться и стать сзади колонны. Чья команда быстрее перенесет овощи, та и победила.