Мария Горшенина
Подходы к изучению эмоционального благополучия детей в литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к изучению эмоционального благополучия детей в литературе. В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.
В психолого-педагогической литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием "эмоциональное благополучие". Так, в психологическом словаре мы находим понятие "эмоциональное состояние" - особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральные ощущения благополучия - неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Можно сказать, что понятие соотносимо с понятием "настроение" как в разной степени осознанное психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Оно соотносимо также и с понятием "эмоциональное самочувствие", понимаемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта - дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.
Публикация «Подходы к изучению эмоционального благополучия детей в литературе» размещена в разделах
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах.
Эмоциональное благополучие ребенка, согласно Г. Г. Филипповой, представлено следующими компонентами:
- эмоция удовольствия - неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения;
-переживания успеха - неуспеха в достижении целей;
- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;
- переживания оценки другими результатов активности ребенка.
Если все эти составляющие соотнести с периодом посещением ребенком детского сада, то можно утвердить, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.
В работе А. Д. Кошелевой определено несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников, а именно:
- состояние ребенка в период посещения им детского сада;
- особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);
- особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает;
- эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;
- обстановка в семье.
Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Организуя жизнь детей в группе, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным ими в семьях. Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей с резко выраженными особенностями в поведении шумных, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным внимание; ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. при внимательном отношении к детям с отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Проблемой эмоционального благополучия занимались многие ученые: А. Д. Кошелева, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Г. Г. Филиппова, В. М. Бехтерев, А. Рояк, Т. А. Репина, В. С. Мухина и другие.
Проблема эмоционального благополучия ребенка рассматривалась исследователями в области педагогики, психологии. Ученые выделяли различные компоненты эмоционального благополучия, к которым можно отнести отношение ребенка к окружающему миру, отношение к оценке его деятельности со стороны других людей. Из множества определений, мы придерживаемся определения А. Д. Кошелевой, В. И. Перегудовой, О. А. Шаграевой, они рассматривали эмоциональное благополучие, как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сфера, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.