Ирина Осинцева
Подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закреплять умение различать на слух звуки С – Ш и правильно употреблять их в речи;
- формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже;
- обогащать словарный запас путём уточнения лексических значений слов.
Оборудование: сундучок, шкатулка, катушка, носки, шарик, карандаш, краски, маска, корзинка, солнышко (мягкая игрушка, зайчик Степашка, сушки, предметные картинки (сосна, мышка, сова, оса; рубашка, шапка, вишня, собака).
Ход занятия:
Орг. момент.
Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.
Публикация «Подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Логопед: «Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук, слева – шкатулка. Повторите эти слова за мной. (Дети повторяют.)
- Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?
(Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и красивая. У сундука есть замок)
- А в чём их сходство?
(Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.)
Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком, шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких предметов.)
- Произнесите слово «сундук» и выделите 1-й звук.
(С-С-С)
- Теперь произнесите слово «шкатулка» и назовите в нем 1-й звук.
(Ш-Ш-Ш)
- На столе перед вами различные предметы. Если в слове слышится звук С, то положите его в сундук, а если звук Ш, то в шкатулку. При этом нужно проговаривать, что вы
(Я кладу носки в сундук. Я кладу катушку в шкатулку.) (Носки, шарик, катушка, карандаш, краски, маска.)
Сообщение темы занятия.
Логопед: Вы, наверное уже догадались, что сегодня мы будем различать звуки С – Ш на слух и учиться правильно их произносить в речи.
Актуализация имеющихся знаний у детей.
Логопед: Что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук С?
(Наши губы улыбаются, кончик языка опущен за нижние зубы. Воздушная струя прохладная.)
- А как работают губы и язык при произнесении звука Ш?
(При произнесении звука Ш губы вытягиваются в «трубочку», язык поднят «чашечкой» к нёбу.)
- Что ещё можно сказать про эти звуки? Какие они?
(Эти звуки – согласные, глухие.)
- Давайте ещё раз убедимся, что эти звуки – глухие. Как это можно проверить?
Дети прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки С, Ш. Логопед обобщает ответы детей.
Основная часть.
Логопед: - Ой, мне кто-то звонит, телефона завибрировал. (Делает вид, что разговаривает с кем-то по телефону. Потом встает и берёт с подоконника корзинку.)
- Сегодня специально к нашему занятию Бабушка – Загадушка передала свой кузовок. Как вы думаете, что в нём лежит?
(Там могут быть игрушки, загадки.)
- Давайте посмотрим, что здесь на этот раз. (Достаёт картинку «солнышко».)
Дети проговаривают слово, затем логопед читает задание.)
Бабушка-Загадушка предлагает вам поиграть в игру «Узнай звук». Когда вы услышите в словах звук С, хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук Ш - 2 раза. (Сом, шапка, душ, самолёт, шуба, кошелёк, оса, шлем, пушка, кошка, сук.)
Дети выполняют задание.
Динамическая пауза.
Звучит музыка.
Логопед: Я буду читать стихи, а вам нужно будет подражать животным, которых я назоваю.
На полочке нашей
Смешные игрушки:
Смешные ежи
(Дети бегают мелкими шагами.)
И смешные лягушки.
(Прыгают, как лягушки.)
Смешные медведи,
(Ходят, как медведи.)_
Смешные олени,
(Подносят скрещенные руки к голове, пальцы раздвинуты.)
Смешные моржи,
(Двигаются боком.)
Смешные тюлени.
(Бегут с подскоком.)
Логопед достаёт из кузовка изображение зайчонка Степашки. Дети называют героя телепередачи и выполняют следующее задание.
Развитие движений кистей рук.
Логопед: - Представим, что ваша кисть – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог со звуком С – (СА,СО,СУ, Если пальчики подняты вверх (как наш язычок, то – слоги со звуком Ш.
Дети повторяют за логопедом слоговые ряды (са–ша, со–шо, су–шу, ши-сы-ши, ес-еш-ес. Проговаривание слоговых рядов сопровождается движениями кистей рук (упражнение выполняется сначала правой, потом – левой, затем обеими руками одновременно.)
Логопед достаёт из кузовка сушки, дети называют.
Игра «Четвёртый лишний».
Логопед: - А теперь последнее задание от Бабушки-Загадушки. Перед вами картинки. Из 4-х штук одна из них лишняя. Вы должны догадаться - какая и почему. (Сосна, мышка, сова, оса; рубашка, шапка, вишня, собака.)
Итоги занятия.
Логопед: - Вот и закончились задания из кузовка. Вам понравилось выполнять их? Я передам Бабушке – Загадушке от вас «спасибо». А она просила угостить вас сушками за то, что вы очень старались и были внимательными.