валентина долгушина
Познавательная сказка «В мире звуков» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная сказка
«В мире звуков»
Для детей старшего дошкольного возраста
Сегодня я расскажу вам удивительную историю про моего знакомого художника. Он жил большом городе, но часто брал краски, кисти, бумагу и отправлялся рисовать лес, поле или речку. Однажды он отправился лес. Сначала он нарисовал, березку, растущую на опушке, потом пушистую елочку. Все дальше и дальше углублялся художник в лес, рисуя то дерево, то гриб, то лесной цветок. Когда у него закончилась бумага, он решил идти домой. Художник оглянулся вокруг и понял, что заблудился. В лесу стояла тишина, даже птиц не было слышно. Он испугался, бросился бежать, сначала в одну сторону, потом в другую. Лес становился все гуще, а художник очень устал. Он уже не бежал, а медленно брел по лесу и изредка звал на помощь: «А-у, а-у», но никто не отвечал ему и только тихо шумел лес да чуть слышно журчал где - то лесной ручеек. Художник пошел на шум родника. Тонкая струйка воды пробивалась под корнями большой ели. Художник наклонился, чтобы напиться и вдруг… услышал где-то невдалеке непонятные звуки. «Люди!» - обрадовался он и бросился в ту сторону, откуда доносились звуки. Скоро вышел на лесную полянку. Полянка была очень странной: на полянке стоял домик, двери были открыты, но никого не было видно, а со всех сторон неслись необыкновенные песенки – длинные протяжные, то веселые, удивленные, то грустные. «А-а-а-а! О-о-о-о! У-у-у-у! И-и-и-и! Ы-ы-ы-ы! Э-э-э-э!
Публикация «Познавательная сказка „В мире звуков“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
– Кто здесь? – спросил художник – Почему вы прячетесь?
– Мы не прячемся: мы необычные жители этой полянки – звуки! – услышал он в ответ
– мы невидимки, нас нельзя увидеть, но можно услышать, мы умеем петь свои песенки. И они запели вот так:
«ААА!», «УУУ», «ИИИ».
Голоса у них были такие – звонкие, напевные, что художник воскликнул: – Ах какие вы голосистые - гласные.
–Как он их назвал? С тех пор эти поющие звуки так и называют – гласными. Гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград, потому и двери домика гласных звуков широко открыты. (повторение звуков)
А художнику очень захотелось увидеть звуки, он вспомнил, что у него еще остались краски, попросил звуки встать в ряд, достал красную краску и стал водить кистью слева – направо, справа –налево и вокруг него проступили красные пятна.
– Я вижу вас, вижу! – закричал художник.
С тех пор гласные звуки стали обозначать красным цветом
Каким цветом обозначают гласные звуки?
–Можно ли увидеть звуки?
–Какие песенки пели звуки? Обратить внимание, что губы приоткрыты и звук льется свободно
–Как называют звуки поющие длинные песенки?
–Каким цветом их обозначают?
2. Вы помните нашу сказку о художнике, который отправился рисовать в лес и попал на полянку где жили какие звуки? Я обещала рассказать вам, что произошло дальше, так вот слушайте! Художник попрощался и пошел дальше. Гласные звуки не смогли показать ему дорогу домой, рассказали только где искать следующую полянку.
Художник шел и пел песенку, которую сочинил сам:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ему уже не было страшно, он быстро шагал по лесной тропинке. Ему не терпелось как можно скорее попасть на другую полянку и узнать, кто-же там живет. Долго ли коротко он шел нам не ведомо, только когда попал на вторую полянку, художник был очень поражен. Тяжелые ветви деревьев низко нависали над ней, полянка была сырой и хмурой, ни одного цветка не росло на ней. На полянке стоял домик, но двери его были закрыты. Художник расстроился.
–Зря я спешил сюда, здесь никто не сможет жить.
И вдруг совсем рядом он услышал то ли пыхтение, то ли сопение: как будто кто-то пытался что-то сказать, но не мог: -М-, -С-, -Р-, -К-, -Ш-….
–Кто здесь, почему я никого не вижу––спросил художник и услышал грустное.
–Мы звуки. Нас нельзя увидеть, мы невидимки!
–Звуки? –удивился художник –я хочу вас увидеть– и он достал свои краски, но там осталась синяя краска. Художник взял кисть и начал красить слева направо и наискосок и вокруг него проступили синие пятна.
– Я вижу вас, вижу! – закричал художник.
–А почему вы не поете свои песенки?
– Мы не умеем петь, но очень хотим научиться. –Т –, –В –, –З –, –Д –попытались спеть звуки, но их песенки были очень короткие и звучали так, как будто что-то мешало им петь
–Я отведу вас к звукам, которые умеют петь. Согласны?
– «Согласны!» – услышал он в ответ и сказал, что, если они согласны, он так и будет их называть согласными.
– Как назвал? –Как вы думаете, что мешает им петь? А какие преграды встречает согласный звук, выходя из домика? (Губы (П, Б, В, М, язык (Н, Д, Т, Л, зубы (С, З, Р, препятствие для воздуха создается в горле (К, Х)
–А почему дверь в этом домике закрыта?
–Потому что согласные звуки – нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.
–Как называют звуки, которые не умеют петь?
–Каким цветом их обозначают?
3. И вот согласные звуки вслед за художником отправились на полянку, где живут гласные звуки. Шли они быстро, ведь художник уже знал дорогу и скоро вышли на полянку. Изумленные согласные звуки застыли на месте : полянка была светлой и радостной и так отличалась от сумрачной сырой полянки, на которой они жили.
Гласные звуки увидели гостей.
–У-у-у-у! – испугался звук -у-.
–Ы-ы-ы-ы! – прорычал звук -ы-, пытаясь напугать непрошенных гостей.
–О-о-о-о! – удивленно воскликнул звук -о-.
–Э-э-э-э! – возмутился звук –э-.
И только звук -а- звонко и радостно запел свою песенку.
–Художник рассказал гласным звукам, что на другой полянке нашел звуки, которые не умеют петь, но очень хотят научиться и попросил помочь им.
Звук –А- подошел к звуку –Н-.
– Вы хотите научиться петь? –спросил он.
–Конечно ответил звук –Н-. Меня зовут –Н-, а тебя?
–Меня зовут –А-. Я очень люблю петь!
–А мы со всеми соглашаемся. Мы шипим, рычим, свистим, мычим, но согласны с вами дружить и петь вместе.
–Ну что ж, я согласен, давай дружить!
Они взялись за руки и закружились в хороводе и запели сначала тихонько: -Н-Н-Н-А-А-А-А, потом все громче. Их голоса слились и уже не было слышно каждого звука, а лилась веселая песенка –на-на-на-.
А вокруг них уже кружились другие звуки и пели свои песенки : «МУ-У, КО-О, ШИ-И, ГУУ, РАА, ДОО, САА, РЫЫ».
С тех пор согласные и гласные звуки так и живут на одной полянке. Они построили новый красивый домик для согласных звуков. Двери домика прикрыты, но звуки часто выходят на полянку, вместе поют свои песенки и называют их «Слог».
А художник попрощался со звуками и отправился домой, но пообещал, что вернется к ним
–Как называют песенки, которые поют два или три звука вместе?
–А вы знаете, что мы с вами можем стать волшебниками и соединить слоги в слова? Давайте попробуем: Ка и ша – получается -, кош и ка –…
–А теперь я назову слово, и мы попробуем разделить его на слоги: луна, вода, ворота
4. Прошло время. Художник живет в городе и рисует свои картины. А на лесной полянке, между тем, события развивались своим чередом. Оказалось, что не все согласные звуки были одинаковые. Одни держались в тени деревьев, ходили гордо выпрямившись и твердо пели свои синие песенки: «Т, П, К, М, С».
А другие любили погреться, понежиться на солнышке и от этого становились мягкими и песенки их звучали мягко: «Ть, Пь, Кь, Мь, Сь». Мягкие согласные и сами не заметили, что стали немного другими.
Вы ведь помните, что художник раскрасил все согласные звуки синей краской? А солнышко, под которым грелись звуки, какого цвета? Солнечные лучи соединялись с синим цветом звуков и… произошло удивительное чудо: они стали… ( опыт: синяя и желтая краски) и с тех пор все мягкие согласные звуки обозначают зеленым цветом.
И твердые, и мягкие согласные продолжали дружить с гласными звуками и петь вместе с ними свои песенки, но песенки звучали теперь по - разному: твердо, если согласный был твердым и мягко, если согласный мягкий. А гласным звукам это очень нравилось и они перебегали от твердого звука к мягкому, от мягкого к твердому, поддразнивая их, лес наполнялся веселыми песенками: ла-ля, лу-лю, лэ-ле, ло-лё. Звуки пели и играли, а, чтобы мы с вами не скучали, давайте превратимся в волшебников: если я превращаюсь в твердый звук и пою вместе с гласным звуком твердую песенку, вы превращаетесь в мягкий звук и должны спеть мягкую песенку и наоборот.