Оксана Александрова
Фронтально-подгрупповое занятие «По дороге Грамоты. Дифференциация звуков [Р]-[Л], букв Л-Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепить навык различения на слух и четкого произношения
звуков [р] [р`] - [л][л`]; повторить написание букв Р, Л.
Коррекционно-развивающие, воспитательные задачи.
1. Развивать навык слухо-произносительной дифференциации звуков [Р][Р`] — [Л][Л`].
2. Совершенствовать полученные навыки производить позиционный звуковой анализ
слов без наглядной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
Публикация «Фронтально-подгрупповое занятие „По дороге Грамоты, Дифференциация звуков [Р]-[Л], букв Л-Р“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
3. Способствовать развитию у дошкольников умения преобразовывать слова.
4. Анализировать и составлять схемы простых распространённых
предложений.
5. Закреплять навыки работы мини-группами, в команде, уважительно относиться друг к другу.
Ход занятия
Орг. момент:
Дети заходят в кабинет. На столе стоит корзина. В корзине ромашка без лепестков и записка.
На экране чёрный квадрат.
-Как вы думаете, что случилось? Что произошло? (Слайд 2,3)
«Ребята, вредная клякса заколдовала мои лепестки, я теперь не Ромашка, а Ломашка. Только вам под силу меня расколдовать, помогите собрать мои лепестки.»(слайд4,5)
-Поможем бедной ромашке? Если нам не справится с этой кляксой, будет потом вам тетрадки портить. (ответы детей)
1 лепесток (Игра с мячом «Закончи слово одним звуком») (слайд 6)
-Предлагаю всем стать в круг.
-1,2,3,4,5 начинаем мы играть.
: Забо (р, пена. (л, зефи (р, сто. (л, сту. (л).
- Какие звуки вы добавили в конце слов?
На двух столах лежат разрезные буквы, ящики с песком. Работа в мини-группе по 3 человека (собирают разрезные буквы).
- Что получилось (ответы детей)
-Буквы Р, Л. Почему мы говорим «буквы»? Кто желает можно букву прописать на песке. (ответы детей)
- Произносим звуки Р, Л, по очереди дают характеристику этим звукам, артикуляционный уклад. Определяют что общего и чем отличаются. (слайд7)
-Молодцы, справились с первым заданием. Можно приклеить 1 лепесток. Кто желает?
В корзинке находим следующий лепесток
2 лепесток. Дидактическое упражнение «Хлопни –топни»(хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [Р]., топнуть- если услышите звук [Л].(слайд8)
П,р, л, ч, л, ц, ть, р, ш, р. ; ра, ла, ру, чу,лу, ру, шу, ла, ло. ; стол, полка, пенал, карандаш, ластик, рама, дочка, ранец.
- Вы снова помогли ромашке. Приклеиваем 2 лепесток.
В корзинке 3 лепесток
3 лепесток. «Чистоговорки - скороговорки».(слайд9)
Дети повторяют, читают:
ра-ра — вот высокая гора
ры-ры - нам не обойти горы
ла-ла – ранец я взяла
ал-ал – там есть пенал
Подарили мне раскраски-дайте кисточки и краски.
(проговорить с ускоренным темпом)
Справившись с заданием, дети приклеивают лепесток, в корзинке находят следующий 4 лепесток.
4 лепесток «Работа с картинками».(слайд10)
На доске символы звуков Р-Л — ранец и пенал, под ними карманы-черепашки. Дети сортируют картинки, которые находятся на столах по 3 каждому: в карман под ранцем со звуком [р], в карман под пеналом-картинки со звуком[л], четко проговаривая каждый звук и интонацией выделяя р или л. Работа командами.
Проверяем вместе правильность выполнения и приклеивают лепесток.
Находят 5 лепесток и по одному ребёнку из команды, предлагается прочитать слова.
5 лепесток. Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [Л]) : (Слайд11,12)
Пенал, карандаш, тетрадь, циркуль. Пенал, ластик, ручка, пластилин.
После выполнения задания, приклеивают лепесток.
Достают 6 лепесток.
- Ребята, для выполнения этого задания нам необходимы наши помощники: фишки и разрезные азбуки.
Раздаются детям азбуки, рассаживаются за столы.
6 лепесток. Звуко - буквенный анализ слов : Ручка, Ластик. (слайд13)
(Выкладывают цветными фишками, дают характеристику каждому звуку, на фишки накладывают буквы разрезной азбуки)
_Приклеиваем следующий лепесток.
В корзинке находим 7 лепесток.
7 лепесток. Заменить звук [л] на звук [р] в словах (каждый ребёнок выбирает себе слово)
(слайд 14)
-Какие слова получились? Дидактическая игра
(раздаются индивидуальные карточки и азбуки)
ИГРА-ИГЛА, РАК-ЛАК, РАМА-ЛАМА, РОЖЬ-ЛОЖЬ, РОЗЫ-ЛОЗЫ, ПИР-ПИЛ
Дети приклеивают лепесток к ромашке.
Достают 8 лепесток.
8 лепесток. Дидактическая игра «Собери предложение».(Дети проговаривают грамматически правильно предложение и составляют схему из моделей).(слайд15)
1___ ___ ___ ___ .
У меня есть новая портфеля.
Мне купили разноцветный тетрадка.
-Какие вы молодцы,ещё с одним заданием справились. Приклеиваем лепесток к нашей ромашке.
Находят последний 9 лепесток.
- Клякса, нас хотела запутать, но вы со всеми её заданиям справлялись, осталось последнее.
9 лепесток. Развитие пространственных навыков. (Слайд 16)
На магнитной доске 9 картинок (3 ряда по 3 штуки в ряду) со звуками Р-Рь-Л -Ль (пенал, линейка, циркуль, ластик, ручка, обложка, тетрадь, альбом, краски).Задаю детям вопрос, они находят ответ, с чётким произношением звуков [Р-Л]. (Слайд 16)
-Что находится в левом верхнем углу (ответы детей)
- Что между ластиком и тетрадью (ответы детей)
- Что находится над линейкой (ответы детей)
- Что в правом нижнем углу (ответы детей)
- Что под циркулем (ответы детей)
10 лепесток что не возьмём в школу (слайд 17)
- С вашей помощью мы расколдовали ромашку. (слайд18)
Посмотрите какая она красивая получилась. Наверно, клякса никогда не будет в школе у вас появляться. Вы всегда сможете справиться с любыми заданиями, а в тетрадках будет чисто и красиво.
-Сюрпризный момент (вручаются наклейки и раскраски)
Итог: Вопросы детям:
- Какие звуки различали? Кто заколдовал цветок? Какой цветок расколдовали?
Раздаются всем блокноты и задание на дом (найти дома предметы, в своём названии имеющие звуки [Р-Л] и раскрасить ранец и предметы со звуками Р-Л).