Нина Сенькив
Подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Полевые и садовые цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений о полевых и садовых цветах.
Задачи:
• Расширение и активизация словаря по теме «Цветы»;
• Изучение структуры цветка, видов цветов;
• Расширение и активизация словаря прилагательных;
• Закрепление навыка словообразования (образования прилагательных от существительных с помощью суффиксов «ов», «ев»;
• Развитие общей моторики;
• Развитие зрительного восприятия и ручного праксиса;
Публикация «Подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме „Полевые и садовые цветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полевые и луговые цветы
- Садовые цветы
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Развитие простой формы фонематического анализа.
Материалы: большое изображение цветка для изучения его частей, изображения цветов по количеству детей, две бумажные вазы с буквами «П» и «С», косточки абрикоса для выкладывания цветков.
Ход занятия.
Дети, здравствуйте! Давайте посмотрим за окно. Хоть там и холодно и даже идёт снег временами, за окном у нас весна. А какой весенний месяц сейчас за окном? (май) А, кто может рассказать мне, какие весенние месяцы вы ещё помните? (апрель и март)
Май – самый последний и самый тёплый месяц весны. Солнце пригревает сильнее, снег и лёд растаяли уже на самых тенистых лесных полянках. Почки набухают и зеленеют, первые свежие молодые листики украшают деревья. К концу мая все деревья стоят зелёные, кругом трава, а в лесу, поле, на грядках и клумбах сада расцветают разноцветные… (цветы) Цветы украшают нашу жизнь, они дарят нам свой приятный аромат. Есть цветы, которые растут на полях и лугах. Они растут там сами, за ними никто не ухаживает, их поливает только дождик. Такие цветы называются… (полевые или луговые) А, есть такие цветы, которые растут в саду или на клумбе, за ними ухаживают люди, они поливают их из лейки, рыхлят землю, освобождают от сорняков. Такие цветы называются… (садовые) Мы с вами сегодня будем говорить о полевых и садовых цветах.
Посмотрите, у меня в руках изображение цветка. Давайте посмотрим вместе и разберёмся, из чего состоит цветок. Конечно, у каждого цветка есть корни. Они уходят в землю, с помощью корней цветок получает из земли влагу и полезные вещества, чтобы он мог расти и цвести. А что получается, если цветок не поливать? (он засохнет) Да, каждому цветку для роста нужна вода и солнце. Тогда он будет расти большим, ярким, красивым, радовать нас. От корней к самому цветку идёт стебелёк. По нему к цветку поступает вода от корня. Стебли у цветка бывают разные – тонкие, толстые, гладкие. Пушистые, с шипами. А что это такое? (листочки) Правильно, листочки. У каждого цветка они разной формы. Сам цветочек у нас состоит из лепестков и серединки. Они яркие и окрашены у разных цветов в разные цвета, а ещё они издают приятный аромат. А как называется цветок, который ещё не распустился? (бутончик) Вот он тут у нас на картинке. Теперь мы с вами знаем, из чего состоят цветочки и как это называется.
Посмотрите, дети, перед вами лежат цветы. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Кто увидит перед собой цветок, про который загадка, поднимайте его вверх и показывайте остальным детям в группе
Замечательный цветок,
Он как яркий огонёк,
Пышный, важный, словно пан,
Распускается … (тюльпан)
Кому попался тюльпан? Покажите ваши тюльпанчики всем детям и расскажите, какой стебелёк у тюльпана? (гладкий, толстый)
А какие листики? (длинные, узкие)
Посмотрите, у меня на столе две вазы. Давайте в эту вазу будем ставить садовые цветы. Какой первый звук вы слышите в слове «садовые»? («С») Вот на этой вазе у нас написана буква(«С») А в эту вазу мы будем ставить полевые цветы. Какой первый звук в названии «полевые»? («П») Поэтому на этой вазе у нас буква… («П») В какую вазу мы поставим тюльпан? Тюльпаны растут в саду или на клумбах, за ними ухаживают люди, поэтому тюльпаны – садовые цветы.
Следующая загадка:
Посмотрите, у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка.
Что это? (роза) У кого роза? Покажите остальным детям свои цветы. А какой у розы стебелёк? (тонкий и колючий) Розу часто называют королевским цветком. Она очень нежная, красивая и колючая, просто так её не сорвать. Как вы думаете, это садовый или полевой цветок? (садовый) Тогда давайте поставим её в букет к садовым.
Загадка:
Он – цветочный принц-поэт
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (нарцисс)
У кого нарцисс? А какой стебелёк и листок у нарцисса? (длинный, тонкий) А на что похожа серединка? (на корону) Это цветок садовый или полевой? (садовый) Давайте поставим в вазу к садовым.
Загадка:
Пышный, круглый как кочан,
Головой нам покачал.
Летом расцветает он,
Замечательный (пион)
Действительно, голова пиона похожа на разноцветный кочан капусты. А какие у него листики? (маленькие, тоненькие, их много) У кого пион? В какую вазу мы поставим пион? (к садовым цветам)
Загадка:
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился (одуванчик)
Одуванчик на картинке жёлтый, а ещё н бывает… (белый) Опишите одуванчик, он какой? (пушистый, жёлтый, воздушный, белый, лёгкий) Он растёт в саду или в поле, на лужайке? (полевой) В какую вазу мы его поставим?
Загадка:
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (колокольчик)
У кого колокольчик, опишите, какой он, какой у нег стебелёк? (голубой маленький цветок, тонкий стебелёк) В какую вазу мы его поставим? (к полевым цветам)
Загадка:
Чтоб доилися коровы,
Корма лучше нет иного.
Косит весь российский север
Для коров душистый (клевер)
Правильно, клевер. А ещё клевер называют иногда кашкой. Очень аппетитное название, правда? А почему его так называют? Потому что цветочки клевера очень сладкие, и похожи на поел на белую кашку. Какие листики у клевера? (маленькие, круглые) А в какую вазу мы поставим клевер? (к полевым цветам)
Загадка:
Лепестки белы, как снег,
Серединка жёлтый мех!
Вот весёлые замашки,
Погадайте на (ромашке)
У кого ромашка, опишите, какой у неё цветочек, какие лепестки, какая серединка? (круглый цветок, жёлтая круглая серединка, длинные белые лепестки) А к каким цветам в вазу мы её поставим? (к полевым)
Смотрите, дети, какие у нас с вами два букета получились. Один из полевых цветов, а другой – из садовых. Давайте вспомним, чем садовые цветы отличаются от луговых? (садовые растут в саду, за ними ухаживают люди, полевые растут в поле, за ними никто не ухаживает).
А теперь давайте встанем и немного поиграем. Я прочту вам стихотворение и покажу с движениями, а потом мы вместе повторим его (дети выходят на ковёр, становятся в круг и повторяют движения и слова сопряжённо).
Цветочек на клумбе растёт и цветёт,
На солнышке греясь, гостей к себе ждёт.
К нему прибежал покачаться жучок,
Качает, качает его ветерок.
Попить сладкий сок прилетел мотылёк,
Качает, качает его ветерок.
За мёдом к цветку прилетела пчела,
Чуть-чуть покачалась и мёд собрала.
Но вот улетели пчела, мотылёк,
Жучок убежал, и остался цветок.
На солнышке греясь, он будет стоять,
А солнце зайдёт, наш цветок будет спать.
Замечательные цветочки у вас получились, а они какие – полевые или садовые? Кто какой цветочек изображал?
Посмотрите за окно, какая весенняя погода, а цветочков совсем нет, потому как май в этом году холодный месяц. Давайте порадуем солнышко и сделаем с вами цветочки из косточек. Я нарисую на доске, а вы повторите за мной. Смотрите внимательно, мой цветочек называется цветик-семицветик. Значит, сколько у него должно быть лепестков? (семь) Есть такая добрая волшебная сказка про девочку Женю и цветик-семицветик. Обязательно попросите родителей почитать вам её дома. Какие красивые цветики-семицветики у вас получились! А теперь давайте каждый возьмёт по одному лепесточку и загадает делание, чтобы скорее наступила весна и появились цветы. Слушайте волшебные слова и повторяйте за мной: «Лети-лети, лепесток, через север на восток, облетев чрез пол-земли, быть по-моему вели!» (дети повторяют стих)
Какое замечательное цветочное занятие у нас с вами сегодня получилось. Давайте вспомним, о чём мы говорили) (о цветах полевых и садовых) Какие цветы мы с вами узнали? (дети перечисляют названия цветов) А ещё мы с вами узнали, чем полевые цветы отличаются от садовых.