Макарова Наталья
Подгрупповое логопедическое занятие «Поход на рыбалку» на тему «Звук [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему : «Звук [р]. Поход на рыбалку».
Учитель-логопед : Макарова Н. О.
Тема: Звук [р]. Поход на рыбалку.
Этап: Автоматизация звука [р] в словах.
Цель: Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах.
Задачи:
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Рыбалка. Конспекты занятий
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Туризм. Туристическая деятельность
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
образовательные – закрепить правильный уклад артикуляционного аппарата; учить детей правильно произносить звук [р] изолированно, в слогах, словах; давать характеристику звука; формировать силу выдоха;
коррекционные – развивать артикуляционную моторику; мелкую моторику; фонематический слух; психические процессы: внимание, мышление, речь.
воспитательные – воспитывать у детей желание добиваться поставленной цели; умение слушать говорящего; усидчивость; аккуратность в обращении с дидактическим материалом.
Оборудование: изображение гостей «Дяди Фёдора и кота Матроскина»; изображение водоёма; 2 изображения ведёрка; картинки на артикуляционную гимнастику: «Иголочка», «Часики», «Улыбка», «Лопатка», «Качели», «Заборчик», «Маляр», «Футбол», «Лошадка»; пособие на дыхание «Кораблики» (2); поднос с водой; изображение буквы «р»; предметные картинки: ракета, роза, ручка, рыба, кровать, корова, тигр, топор; раскраска «Дядя Фёдор и кот Матроскин» (2).
Лексический материал: предметный словарь: рыбалка, водоём, ландыш, рука, ложка, рама, карандаш, слон, гора, мел, ракета, роза, ручка, рыба, кровать, корова, тигр, топор.
План занятия :
1. Организационный момент. Приход гостей «Дяди Фёдора и кота Матроскина». Объявление темы занятия - «Звук [р]. Поход на рыбалку».
1 мин.
2. Артикуляционная гимнастика – упражнения: «Иголочка», «Часики», «Улыбка», «Лопатка», «Качели», «Заборчик», «Маляр», «Футбол», «Лошадка».
2 мин.
3. Развитие дыхания – упражнение «Кораблики». 1 мин.
4. Анализ артикуляции звука [р]. Произношение изолированного звука [р].
1 мин.
5. Характеристика звука [р]. Связь звука [р] с буквой «р». 2 мин.
6. Развитие фонематического слуха – игра «Червячки», мелкой моторики. 1,5 мин.
7. Физминутка «На рыбалку мы пойдём». 1,5 мин.
8. Автоматизация звука [р] в слогах. 1,5 мин.
9. Автоматизация звука [р] в словах – игра «Назови картинки». 1,5 мин.
10. Итог занятия. Домашнее задание. 1 мин.
Регламент: 16 мин.
Ход занятия:
Логопед – Л, Дети – Д.
1. Организационный момент. Приход гостей «Дяди Фёдора и кота Матроскина». Объявление темы занятия - «Звук [р]. Поход на рыбалку».
Л: Здравствуйте!
Д: Здравствуйте.
Л: Сегодня у нас необычное занятие и чтобы оно хорошо прошло, вам нужно активно работать, чётко и правильно проговаривать все звуки. Сегодня в гости мы отправляемся к героям известного мультфильма, кто это? (на стол ставится изображение «Дяди Фёдора и кота Матроскина»)
Д: «Дядя Фёдор и кот Матроскин»!
Л: Молодцы! Мы отправляемся с вами в деревню «Простоквашино». Наши друзья собрались на рыбалку и приглашают нас, пойти вместе с ними, наловить много карасей и сварить вкусную уху! Согласны помочь?
Д: Да!
Л: А они будут помогать нам в правильном произношении звука [р]. Класть рыбу мы будем в вёдра (каждому ребёнку даётся по «ведёрку»). Вот мы и пришли на водоём (перед детьми кладётся нарисованный водоём).
2. Артикуляционная гимнастика – упражнения: «Иголочка», «Часики», «Улыбка», «Лопатка», «Качели», «Заборчик», «Маляр», «Футбол», «Лошадка».
Л: Перед вами, водоём. После выполнения каждого задания, будем ловить по одной рыбке, и класть её в ведёрко. Прежде чем поймать первую рыбку, разомнём наши язычки.
Рот — домик, губы — двери.
А кто живёт в этом домике?
Д: Язычок!
Л: В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Упражнение "Иголочка"- рот приоткрыт, язык делаем острым и тянемся вперёд.)
Наш Веселый Язычок,
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнёт.
(Упражнения "Часики" – рот приоткрыт, кончиком языка касаемся поочерёдно правого и левого уголка рта; "Иголочка" – рот приоткрыт, язык делаем острым и тянемся вперёд.)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнения "Иголочка" - рот приоткрыт, язык делаем острым и тянемся вперёд; "Улыбка" – губы в улыбке; "Лопатка" – широкий язык кладём на нижнюю губу и удерживаем 4-5 сек.)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело.
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопатка" - широкий язык кладём на нижнюю губу и удерживаем 4-5 сек., "Качели" - кончиком языка тянемся к носу, затем к подбородку)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик" – широко улыбаемся, чтобы было видно зубы.)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр" – языком водим по нёбу, вперёд-назад.)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Футбол" – язык во рту, колем правую щёку, затем левую.)
А с футбола прямиком,
Язычок на ипподром.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
(Упражнение «Лошадка» - рот приоткрыть, пощёлкать языком)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошёл домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк. (Упражнения "Лопатка" - широкий язык кладём на нижнюю губу и удерживаем 4-5 сек.)
Мы выполнили первое задание и поймали по первому карасю, кладём их в ведёрки.
3. Развитие дыхания – упражнение «Кораблики».
Л: Пока рыба у нас не клюёт, давайте отдохнём и попускаем кораблики (на стол ставится поднос с водой и два бумажных кораблика; дети выполняют задание).
Л: Рыба начала клевать, давайте ловить, пока она не опустилась на дно.
4. Анализ артикуляции звука [р]. Произношение изолированного звука [р].
Л: Чтобы поймать следующую рыбку, Дядя Фёдор и Кот Матроскин, просят нас правильно произнести звук [р]. При произношении звука [р] губы должны быть в полуулыбке, зубы приоткрыты, широкий язык поднимаем к бугоркам, которые находятся за верхними зубами, боковые края языка плотно прижимаем к коренным зубам, сильно и резко выдыхаем - р-р-р-р. Кончик языка при этом – дрожит (ребёнок выполняет задание, произносит звук [р]).
5. Характеристика звука [р]. Связь звука [р] с буквой «р».
Л: Звук [р] гласный или согласный?
Д: Согласный.
Л: Твёрдый или мягкий?
Д: Твёрдый.
Л: Глухой или звонкий?
Д: Звонкий.
Л: У звука [р] есть домик буква «р» (детям показывается изображение буквы «р»). Соберём её из разрезных частей (детям даётся разрезная буква «р»). А теперь напечатаем её на листах (дети печатают).
Л: Ловим каждый по рыбке и кладём её в ведёрко.
6. Развитие фонематического слуха – игра «Червячки»; мелкой моторики.
Л: Ребята, у нас закончились червячки, для ловли рыбы! Дядя Фёдор просит, помочь ему их накопать. Я называю вам слова, если услышите в них звук [р], «выкапываете» по одному червячку и кладё те их в банку: ландыш, рука, ложка, рама, карандаш, слон, гора, мел. (дети выполняют задание)
Л: Молодцы, идём дальше ловить нашу рыбу.
7. Физминутка «На рыбалку мы пойдём».
Л: Наши друзья устали, давайте вместе с ними немного отдохнём и сделаем физминутку «На рыбалку мы пойдём» :
На занятье отдохнём –
На рыбалку мы пойдём! (шагаем на месте, руки на поясе)
Накопаем мы червей, (наклоны туловища влево – вправо)
Удочку возьмём скорей, (наклоны туловища вперёд – назад)
И вприпрыжку побежим –
Порыбачить мы хотим. (прыгаем на месте)
В воду удочку закинем, (имитация закидывания удочки)
Посидим тихонько. (садимся на корточки)
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько. (имитация поднятия удочки)
Ах, какая красота –
Рыбка небольшая. (показываем руками)
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я! (имитация отпущения рыбки)
Быстро в садик побежим –
Вот такой у нас режим. (шагаем на месте, руки на поясе)
(выполняем 2 раза)
8. Автоматизация звука [р] в слогах.
Л: При выполнении следующего задания, ваша задача, слушать меня внимательно, я называю слоги, а вы по - очереди их повторяете: ра – ра - ра; ро – ро – ро; ру – ру – ру; ры – ры – ры; ар – ор; ур – ыр. (дети выполняют задание)
Л: Ребята, уж очень кот Матроскин любит рыбу, может этот улов подарим ему, пусть полакомится!
Д: Да!
9. Автоматизация звука [р] в словах «Назови картинки».
Л: Наша рыбалка подошла к концу, выполним последнее задание и будем варить уху. Я показываю вам картинки, а вы называете, что на них изображено, чётко проговаривая все звуки (ракета, роза, ручка, рыба, кровать, корова, тигр, топор). Ловим последнюю рыбку, посмотрите, наши ведёрки полные!
10. Итог занятия. Домашнее задание.
Л: «Дядя Фёдор и кот Матроскин», говорят вам большое спасибо, за то, что помогли им наловить столько рыбы. В благодарность они приглашают всех нас на уху и дарят вам свои портреты, которые вы раскрасите дома (детям даются раскраски с изображением «Дяди Фёдора и кота Матроскина»). Давайте скажем им до свидания.
Д: До свидания!
Л: Кто приходил к нам сегодня в гости?
Д: Дядя Фёдор и кот Матроскин.
Л: Что мы помогали им делать?
Д: Ловить рыбу.
Л: А какой звук мы повторяли на занятии?
Д: Звук [р].
Л: Вы сегодня хорошо работали, молодцы. До свидания.
Д: До свидания.