диана галкина
Подгрупповое логопедическое занятие «Школа и школьные принадлежности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата «25» мая 2020
Тема «Школа. Школьные принадлежности» (лексика и грамматика).
Коррекционно-образовательные цели. Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности» (школа, школьник, учитель, класс, урок, перемена, учеба, знания, учебник, тетрадь, пенал, папка, дневник, ручка, карандаш, линейка, краски, кисть, альбом, ранец, парта; учиться, поступать, читать, писать, читать, рисовать, петь, прыгать, бегать, дружить; первый, классный, школьный, дружный). Совершенствование грамматического строя речи (совершенствование навыков словообразования). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, навыков составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие „Школа и школьные принадлежности“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, всех видов восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам, сделанным людьми. Формирование готовности к школе.
Оборудование. Магнитная доска, картина «На уроке» из альбома «Мамы всякие нужны», предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей, плоскостные изображения розового и голубого ранцев, резиновый мяч среднего размера, карточки со слогами, рабочие листы по числу детей, карандаши; презентация по теме "Школа и школьные принадлежности".
Предварительная работа. Экскурсия в ближайшую школу, встреча с первоклассниками. Просмотр художественного фильма «Первоклассница». Разучивание пальчиковой гимнастики «Я выросла» и стихов В. Берестова о школьных принадлежностях. Оформление выставки с фотографиями родителей «Мы ходили в первый класс» в совместной деятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Пары». Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия. Развитие фонематических представлений (выделение начальных и конечных звуков в словах).
Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие с ними. Он приглашает детей к магнитной доске, на которой в произвольном порядке закреплены предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей (букварь, резинка, ручка, альбом, фломастер, ранец, дневник, карандаш).
Логопед. Рассмотрите картинки и составьте из них пары так, чтобы название второй картинки начиналось с последнего звука названия первой картинки. Возьмите пары и займите места за столом.
Дети берут картинки и проходят за стол.
Логопед. Расскажите, что у вас на картинках.
ребенок. Букварь — резинка.
ребенок. Ручка — альбом.
ребенок. Фломастер — ранец.
ребенок. Дневник — карандаш.
Логопед. Отлично, вы справились со сложным заданием. И думаю, что вы догадались, о чем мы сегодня начнем разговор.
Дети. Мы будем говорить о школе.
Логопед. Правильно. Мы начнем разговор о школе и школьных принадлежностях.
2. Презентация по теме занятия.
3. Физкультминутка.
Игра «Собери ранец». Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Логопед раскладывает на столе предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей (бук-варь, пе-нал, тет-радь, пап-ка, у-чеб-ник, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка) и достает два плоскостных изображения ранцев.
Логопед. Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками. Сейчас девочки соберут в розовый ранец все предметы, названия которых делятся на три слога, а мальчики уложат в голубой ранец все школьные принадлежности, в названиях которых по два слога.
дети выполняют задание. Логопед предлагает им проверить правильность выполнения задания, а потом убирает пособия.
4. Беседа по картине «На уроке». Развитие диалогической речи. Обобщение представлений о школе. Формирование готовности к школе. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности. Логопед убирает картинки и помещает на магнитную доску перед детьми картину «На уроке».
Логопед. Кого вы видите на этой картине?
ребенок. Мы видим учительницу и первоклассников.
Логопед. Где они находятся?
ребенок. Они на уроке в школе.
Логопед. Что делает учительница?
ребенок. Учительница стоит у доски и указкой показывает слова, которые дети должны прочитать.
Логопед. Что делают дети?
ребенок. Один мальчик стоит у доски. Он сейчас будет читать слова мама и мы.
ребенок. Другие дети сидят за партами и читают эти слова в букварях.
Логопед. Опишите класс, в котором проходит урок.
ребенок. Класс большой и светлый. На стене висит зеленая доска. У стены стоит шкаф с книгами. Парты и стулья новые, удобные. Рядом с партами на полу стоят ранцы.
Логопед. Что вы можете сказать об учительнице?
ребенок. Учительница молодая, красивая и добрая. Наверное, ребятам нравится учиться у нее в классе.
Логопед. Какие ребята?
ребенок. Ребята — настоящие первоклассники. Все они внимательно слушают свою учительницу. На них красивая школьная форма. Они аккуратно причесаны.
Логопед. Как вы думаете, ребятам нравится учиться?
ребенок. Ребятам нравится ходить в школу и учиться. Они хотят узнать много нового и стать умными.
ребенок. Еще ребятам нравится в школе, потому что там у них много друзей.
ребенок. А еще в школе между уроками бывают веселые переменки. Во время переменок можно поиграть и побегать.
ребенок. Бегать, прыгать и играть можно и в спортивном зале на уроках физкультуры.
Беседа продолжается с целью формирования мотивации к обучению. Затем логопед убирает картину с доски.
5. Игра «Семейка слов». Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования.
Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Следующая игра называется «Семейка слов». Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом школа. Как называют тех, кто учится в школе?
р е б е н о к. Школьники.
Логопед. Какая в школе столовая?
ребенок. Школьная.
Логопед. Как называют детей, которые еще не ходят в школу?
ребенок. Дошкольники.
Логопед. Какой участок есть при школе?
ребенок. Пришкольный.
Логопед. Молодцы! Повторите все слова из одной семейки.
Дети. Школа, школьники, школьная, дошкольники, пришкольный.
Логопед убирает мяч.
6. Пальчиковая гимнастика «Я выросла». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков.
Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю.
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
(Делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно).
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой,—
Ничего, что он хромой.
А медведь измазан слишком.
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса.
(На каждое название игрушки загибают по одному пальцу на обеих руках)
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю.
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
(Вновь выполняют ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно).
7. Чтение детьми стихов В. Берестова о школьных принадлежностях. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков.
Логопед предлагает детям рассказать стихи о школьных принадлежностях. Он обращает их внимание на то, что следует говорить красиво, правильно, выразительно.
ребенок. Я — красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай.
ребенок. Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.
ребенок. Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и — ни шагу.
ребенок. Я — ластик, я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста —
Помарку стерла я с листа.
8. Работа на листах. Разгадывание ребуса. Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Логопед раздает рабочие листы и карандаши.
Логопед. Теперь давайте разгадаем кроссворд. Впишите названия школьных принадлежностей в клеточки. Обратите внимание, что около каждого предмета стоит цифра. Такая же цифра стоит около каждой строки. Посмотрите внимательно на магнитную доску и обратите внимание на то, как написаны эти слова.
Дети вписывают слова. Логопед оказывает им необходимую помощь.
Логопед. Отлично! Теперь прочитайте слово, которое получилось в выделенной колонке.
Дети. Школа.
Логопед. Замечательно. Теперь можете раскрасить изображения школьных принадлежностей.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу, а потом убирает тетради и контейнер с карандашами.
9. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.