Жанна Васечко
Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования
▼ Скачать +Заказ
Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изображенными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека в соответствии с его представлениями о доброте и красоте.
Волшебное возникновение под карандашами или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции во внутренний мир ребенка радость и бодрость, окажет пользу в профилактике детской нервозности. Детям более понятны и близки работы народных мастеров, воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
Публикация «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Очень важно, что ребенок видит результат своей деятельности, учиться их анализировать и находить им применение.
Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера. Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний об орнаменте (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображения животных и птиц).
В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас, дети называют предметы, (чаша, ладья, Матрешка, дымковская игрушка и т. д. из чего они изготовлены, элементы росписи – розаны, бутоны, завитки, гирлянды.).
При рассматривании узора учатся сравнивать – на хохломских чашах травка огнем горит, гжель похожа на мрамор, дымковская игрушка на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается, в том что многие элементы дети рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Изображения жестовских, городецких узоров требуют смешивания основных цветов для получения разных оттенков и другие цветов. Если воспитатель не дает готовых рецептов, дети экспериментируют и путем поиска решают стоящую перед ними задачу
Одной из необходимых задач подготовки детей к школе является развитие ручной умелости ребенка. Развитию ручной умелости до поступления ребенка в школу способствуют занятия по рисованию. В декоративной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (карандашом и кистью, здесь вырабатываются умения управлять инструментом, развиваются разнообразные действия рук, координация действия руки и глаза, зрительный контроль. Нужно отметить, что дети много рисующие в дошкольные годы, хорошо овладевают техникой рисунка, легче выучиваются писать.
Занятия по декоративному рисованию развивают важные качества для письма. По мере того как ребенок овладевает рисованием, рука его становится умелой, движения уверенными свободными и легкими. Ребенок приобретает умение быстро, легко останавливать движение руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении. Рисование играет особую роль, потому что дети рисуют инструментами близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишет в школе, особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близка к тем, которые необходимы при письме.
Нужно обращать внимание ребенка, на то чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисточку (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая, положив его вдоль карандаша, не сдавливая карандаш или кисть пальцами, слишком сильно держал инструмент на 3-4 см выше отточенного конца или ворса (все это необходимо для рисования, сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок привыкнет выполнять эти требования. Освоит правильную позу, быстро научится правильно держать ручку при письме. Овладение техникой письма не составит для него сильного труда. Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Движения
такого характера будут отрабатываться в декоративном рисовании, когда ребенок спокойно, не торопясь, проводит линию двигая карандашом туда и обратно, в одном направлении, сверху вниз, слева на право или по косой. Учитывая, что при закрашивании рисунков краской водить кисть туда и обратно нельзя: при этом портиться кисть и смазывается еще не высохшая краска. Поэтому надо показать ребенку, как проводить линии кистью при закрашивании краской, в одном направлении, начиная их каждый раз с одной стороны. Занятия по декоративному рисованию можно полностью и частично рассматривать как упражнения, подготовки руки к письму. Это имеется ввиду рисование разнообразных завитков, которые часто встречаются в декоративном творчестве. Завитки встречаются в хохломской росписи, ткани, украинской росписи.
Результаты будут зависеть от того, насколько красиво дети смогут нарисовать завитки, плавно, свободно, в разном направлении и различной величины. А предварительное (2-3 минуты в начале занятия) упражнение в рисовании завитков не будет противоречить эстетической направленности занятия (оно поможет лучше решить учебную задачу – с помощью декоративной росписи подготовить руку к письму, к написанию элементов букв).
Для отработки свободных, плавных движений руки можно предложить расписать полоску по мотивам хохломской росписи, где плавные волнистые линии, разнонаправленные завитки, легкие тонкие травинки дают возможность упражнять руку в рисовании мелких тонких линий, завитков в разных поворотах.
Технические навыки и умения нужно формировать у детей систематически и последовательно. Конечно, овладев декоративным рисованием, ребенок не научиться писать. Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть письмом можно только тогда когда пишешь. Но декоративное рисование развивает руку ребенка, делает ее умелой, легко свободно управляющей инструментом, развиваются зрительный контроль за движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Поэтому в школе такой ребенок овладеет письмом без особого труда.
Литература.
1. Альбом «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников». Автор Г. А. Боричева, А. В. Сазонова.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» 2006 год
3. Книга «Дошкольник». Статья «Готовим руку к письму», под авторским коллективом Л. В. Венгер, А. Н. Давидчук, Т. С. Коморова, Ф. А. Сохин и др.
4. Альбом «Дымковская игрушка» автор С. Ворхинцева.
5. Альбом «Хохломская роспись» автор С. Ворхинцева.
6. Альбом «Волшебное кружево» автор И. А. Лыкова.