Юлия Свешникова
Консультация «Подготовка руки ребенка к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ребёнок чувствовал себя более комфортно в школе, начинаем готовить его руку к письму ещё до школы.
В КТП я включаю следующие упражнения и игры: даю ребёнку бусинки и предлагаю нанизать их на нитку, предлагаю ему слепить из пластилина маленькие шарики и выложить из них картинку (получится своеобразная мозаика) или просто лепим с ним разные предметы. Вместе с детьми вырезаем различные геометрические фигуры и предметы, наклеиваем их на бумагу. Играем в игры, укрепляющие кисти рук и пальцы («Мозаика», «Конструкторы» и другие). Рисуем как можно больше: при раскрашивании особенно укрепляется рука. При этом обращаю внимание на то, как дети держат ручку.
Публикация «Консультация „Подготовка руки ребенка к письму“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Ручка должна лежать на среднем пальце, а указательный и большой, образуя щепоть, удерживают её; верхний конец ручки должен смотреть вверх и в плечо правой руки. Следить, чтобы ребёнок не сжимал её пальцами, а держал свободно, иначе он будет очень уставать.
Развитие графических способностей детей надо начинать с формирования зрительно-двигательной координации. Для этого можно поиграть в игру «Обезьянка». Маленькие дети похожи на обезьянок, потому что они хорошо копируют старших, легко подражают им. Это очень ценное качество помогает детям перенимать множество движений, привычек, усваивать способы обращения с вещами, инструментами. Играть в «Обезьянку» дети могут с 2–3 лет и старше. Можно играть с одним малышом или несколькими. Игру следует проводить не часто – примерно раз в месяц: это зависит от желания малыша и изобретательности взрослого.
Играющие садятся вокруг стола. «Сегодня мы будем играть в «Обезьянку», – говорит взрослый. – Но сначала послушайте сказку про обезьянку. Сидела в комнате маленькая обезьянка и не знала, что ей делать. В комнате было тихо-тихо, и, хотя она вертела головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей скучно-скучно. И вдруг она услышала за дверью чьи-то шаги, спряталась в уголок и стала внимательно смотреть. Открылась дверь, вошёл маленький мальчик, подошёл к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает красивую бумажку, и она тоже. Мальчик откусывает кусочек, и обезьянка откусывает; мальчик улыбается, и обезьянка улыбается. Это оказалась шоколадная конфета.
Обезьянке очень понравилась эта игра и она стала всё делать точь-в-точь как мальчик. А вы сумеете делать так, как обезьянка? Я буду мальчиком, а вы – обезьянками».
Дальше начинается собственно игра, и в ней всё зависит от ведущего, – от того, что он приготовил для «обезьянок».
В этой игре можно научить ребёнка правильно держать ручку, правильно располагать тетрадь и книгу перед собой, писать в воздухе отдельные элементы и буквы. Рисовать геометрические фигуры.
Можно поиграть в игру «Обезьянки» и с «кирпичиками» (15 х 30 х 60 мм).
Игра заключается в том, что «мальчик» строит из 2 кирпичиков какую-то модель, а «обезьянки» глядят на него и делают быстро точно такую же. А так как каждый кирпич можно положить на стол тремя способами (плашмя, на ребро и на торец) и кирпичи можно по-разному ставить один относительно другого (снизу, сверху, рядом, сбоку, спереди, сзади, под углом 90 и 45° и т. д., то получается много разных моделей. И, конечно же, надо задавать «обезьянкам» фигуры сначала более лёгкие, а затем усложнять настолько, что с последними они не всегда будут справляться.
Упражнение «Попадание в точку».
Поставьте на листе бумаги точку, отведите руку ребёнка с карандашом вверх на расстояние 10–15 см от листа, а затем предложите ребёнку попасть кончиком карандаша в точку.
Упражнение «Обведи квадрат».
Ребёнка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребёнка остановиться точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.
Упражнение «Дорога».
Ребёнку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.
Способность ориентироваться в пространстве нужна ребёнку для того, чтобы он мог правильно размещать написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учётом особенностей графического пространства. Для развития этих способностей можно использовать «Графический диктант» (по Эльконину). Взрослый говорит ребёнку: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными, Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведёшь, жди, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
1. Начнём рисовать первый узор (рисуем на бумаге в клетку). Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз, не отрывай карандаш от бумаги. Теперь клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна – вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна – направо. Одна клетка вниз».
Дальше можно предложить ребёнку самостоятельно дорисовать узор до конца строчки. (Если не получится, разберите узор, объясняя ещё раз закономерности).
2. Предложить ребёнку поставить карандаш в точку (которую вы поставили) и диктуйте следующий узор: «Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо». Дальше ребёнок продолжает самостоятельно.
3. «Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки направо. Три клетки вверх». Дальше ребёнок продолжает самостоятельно.
4. «Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх». Дальше ребёнок работает самостоятельно.
Можно придумать и другие более сложные узоры.
Упражнение. На нелинованном листе бумаги расположены 10–15 точек и звёздочек. Дети должны, не отрывая карандаша от листа бумаги, соединить линией все звёздочки и все точки. Усложняя задание, можно ввести дополнительное условие, чтобы каждая линия между звёздочками пересекала линию между точками.
Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это ещё и искусство графики. Красивое каллиграфическое письмо напоминает кружева знаменитых кружевниц. Письмо – это «разговор с белым листом бумаги». А рисунок – естественный предшественник этого будущего «разговора с бельм листом». Рисование способствует развитию пространственного и творческого воображения. Рисуя, ребёнок тренирует свою руку для письма. Ещё Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. «Поставить» руку, подготовить её к письму поможет штриховка предметов.
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать ребёнок должен только в заданном направлении, например, снизу вверх, сверху вниз, слева направо; не выходить за контуры рисунков; соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре. Когда дети научатся штриховать геометрические фигуры, можно использовать для раскрашивания книжки-раскраски. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезков, то есть откуда и куда надо рисовать, необходимо указать на одном из них стрелку. Штриховку – закрашивание используйте во всех возможных случаях, особенно это важно для мальчиков. Составление рисунков и штриховка очень нравятся ребятам. Рисунки надо давать на листах, согнутых вдвое. На первой стороне дается рисунок, а на втором контуры этого рисунка, показывающие, что штриховать, а что затушевать. Н а п р и м е р: 1. Даны контуры ягодок малины: дети рисуют зёрнышки и веточки. 2. Даны контуры крыжовника: дети их штрихуют. 3. Даны серединки ромашек: дети рисуют лепестки и затушёвывают серединки. 4. Даны колокольчики: дети штрихуют цветок и лепестки наклонными линиями.
Хорошо подготовить руку вашего ребёнка поможет рисование орнаментов на бумаге в клетку сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5–6 лет.
Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребёнка немного окрепнет, то рисунки орнаментов в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Это приносит ему большую радость и удовлетворение. Не нужно заставлять ребёнка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно покажите сначала, как это делается.
Упражнения на разогрев мускулатуры кисти и пальцев можно проводить в тетради в линию или на чистом листе.
Такие упражнения способствуют развитию руки ребёнка. Можно рисовать буквы и слова (печатными буквами). Если у вас есть желание, то ребёнка можно познакомить с письменными буквами. Во время знакомства с письменными буквами можно пофантазировать, на что похожа каждая буква. Например: А - на американские горки, Б – на туриста с рюкзаком, Ж – на жука и т. д.
Упражнение. Какие буквы спрятались в буквах Б и Ж (Б – П, Г, В).
Упражнение «Узнай букву на ощупь».
Есть специальные трафарета с буквами. Пусть ваш ребёнок с закрытыми глазами узнает букву на ощупь.
Упражнение. Изображение письменных букв из пластилина или проволоки.