Екатерина Гринёва
Подготовка к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к обучению грамоте
В настоящее время к ребенку, поступающему в школу, предъявляются повышенные требования в области овладения чтением. Программа детского сада не предусматривает процесс обучения чтению. Как же найти выход из сложившейся ситуации?
Публикация «Подготовка к обучению грамоте» размещена в разделах
Типичная ошибка большинства родителей и многих педагогов, это отождетсвление начала обучения чтению и знание алфавита. На мой взгляд, предварительное заучивание букв очень мешает ребенку овладеть процессом чтения. Начинать читать и постепенно запоминать графическое изображение - буквы намного легче, чем уложить в голове дошкольника сразу 33 абстрактных знака. Овладеть процессом синтезирования слога дети способны без знания букв, просто на примере звуковых символов.
Именно поэтому при начале обучения чтению называем букву не ее названием, а названием звука. При этом очень часто в русском языке буква и звук называются совсем по-разному, эс-с, эм-м.
Первое что мы даем уяснить ребенку, это понятие звука и буквы. Звук-невидимка, мы его не видим, только можем услышать. Буква, наоборот, не издает никаких звуковых эффектов и мы ее можем только увидеть. Буква-это просто рисунок. Чтобы она начала звучать, в нее должен попасть звук.
Следующим этапом дети научаются выделять из потока речи гласные звуки и запоминают их. Гласных звуков сего 6, поэтому дошкольнику не составляет труда их запомнить. При этом постепенно запоминают и их графическое изображение, т. е. букву.
Дальнейший этап дифференциация гласных и согласных. Дети научаются по основным акустическим признакам выделять из потока речи гласные и согласные звуки. Постепенно начинают знакомиться с несколькими согласными звуками более детально и соответственно с их буквенным обозначением.
В этот период обязательно нужно ввести понятия твердый - мягкий. Для детей звуки Д и ДЬ- это два разных звука. Поэтому, когда мы в игре просим назвать слово на «букву» Д – допускаем грубейшую ошибку. Мы можем просить ребенка назвать слово на «звук» Д (дом) или «звук» Дь (дерево). Поэтому же принципу происходит игра «в слова». Арбуз - слон (не заяц, т. к. на слух ребенок слышит не звонкий З, а глухой С и играет в эту игру он по акустическому принципу, а не орфографическому) - нос-соль-лес (слово соль закончилось на мягкий звук ЛЬ и поэтому следующее слово тоже должно начаться на мягкий ЛЬ, в данном случае лес, не лось).
Дальнейшим этапом будет процесс слияния гласного и согласного. Этот этап может затянуться и переходить на следующий раньше, чем ребенок поймет принцип слогослияния, нельзя.
Далее идет довольно длительный этап постепенного изучения согласных букв. И упражнения в чтении их.
Хотелось бы еще остановиться на гласных буквах Я, Ю, Е, Ё. Для дошкольников - это довольно сложный материал. Потому что все их знакомство с грамотой осуществляется на акустическом принципе. Данные гласные буквы состоят из двух звуков мягкого Й и гласных А, У, Э, О. Именно поэтому дети могут писать не Яблоко, а Йаблако. С их точки зрения это правильно. В этот момент нужно еще раз объяснить ребенку о волшебстве этих букв и о том, что там прячется два звука, но носят они одно платье на двоих.
Если ребенок не овладел процессом чтения до школы, но у него хорошо развиты фонематические процессы и языковое чутье, то это не будет большой проблемой. Он легко схватит принцип чтения и легко овладеет им в процессе школьного обучения. Поэтому самая большая помощь ребенку в овладении грамотой – это игры на развитие фонематических процессов и языкового анализа и синтеза.
1. «Еду в отпуск и беру с собой…»
Игра очень простая, но любимая у многих детей: ведущий загадывает предмет, который он видит, и говорит: «Я вижу что-то на „Д“», — участникам же нужно отгадать, что загадал ведущий. В эту игру можно играть даже с детьми двух лет.
Поначалу можно выбрать всего два предмета, начинающихся на контрастные согласные, и положить их перед ребёнком. Например, фигурку кота и собаки. Постепенно можно усложнять, загадывать предметы вокруг, загадывать не начальный звук, а звук в конце и в середине.
Важно: загадывайте звуки, а не буквы! Ведь именно с ними ребёнок знаком с рождения. Обратите внимание на твердость и мягкость звуков, например «дерево» и «дом». Так и стоит говорить: «Я вижу что-то на д’ (мягкое д)».
2. Слова на звуки
Выберите какую-нибудь тему: «посуда», «мебель», «одежда», «игрушки» и попытайтесь с ребёнком на каждый звук найти слово.
3. Сыщики
Поможет закрепить зрительный образ букв. Играть можно где угодно. Заранее договоритесь, какую букву и в каком количестве нужно найти. Например, десять букв «Н». Поищите её вокруг: на вывесках, рекламных плакатах, автобусах, вырезки из журнала.
4. Грузим полную тележку слов на звук «К»
Выбираем звук, на который будем придумывать слова. Загадываем друг другу загадки, то есть даём определение загаданного слова, пока игрок не догадается, что загадали: «Это такой домашний зверь, у которого острые когти и длинный хвост. Он любит молоко» или «Это большое животное, которое даёт молоко». Загадывайте по очереди.