Макаренко Светлана Валерьевна
«В сказочной стране финансов». Конспект викторины для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, что можно и что нельзя купить за деньги;
-развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей, развивать мелкую моторику, умение сравнивать числа, пользоваться арифметическими знаками;
-содействовать формированию навыков командной работы, умению договариваться, выполнять задания в определенных условиях;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к финансам, чувства сопереживания, доброжелательного отношения к героям сказок и друг другу.
Ход викторины.
Вед. 2: Прилетела птичка с моря,
Села на заборе,
Громко ворковала,
Сказку рассказала. Вот такую.
Вед. 1: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был царь, стороны той государь (выходит царь, потягивается, чешет живот).
И было у него три сына. Сыновья давно женились, жили не тужили.
Старший сын с боярской дочкой, средний сын с купеческой, ну а младший с Василисой прекрасной. (каждый парой проходит и о чем-нибудь разговаривают, уходят за ширму).
Но однажды приключилась беда. (звук грома). Кощей бессмертный вновь похитил и заколдовал Василису прекрасную- превратил ее в лягушку.
И день и ночь горюет младший сын. (ребенок сидит на стуле, пеньке, «горюет», слышит зов о помощи своей возлюбленной. (Иванушка, спаси меня, помоги- голос из-за ширмы).
Думал, думал царь как помочь Ивану Царевичу и придумал. Собрал царь сыновей, старшего и среднего и говорит:
Царь (ребенок): Дети милые мои, нужно нам собрать народ,
Чтобы Василису спасти, да только не силой, а умом.
Вед. 1: Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки. Пустил стрелу старший брат Ивана. Упала стрела на боярский двор. И стал царевич капитаном команды бояр.
Пустил стрелу второй брат Ивана — полетела стрела к богатому купцу во двор. И стал царевич капитаном команды купцов.
А кто из ребят будет в команде купцов, а кто в команде бояр сейчас узнаем. Каждый из вас вытянет палочку, у кого на палочке будет красная лента, тот идет в команду бояр, у кого-синяя лента, тот идет в команду купцов.
Вед. 2: А Кощей-то время не теряет и задания Ивану-царевичу сочиняет. Вот и первое задание от злодея. (из-за домика показывается игрушка утка и падает конверт или еще что-то с заданием)
Вед. 2: Друзья, а вы помните, где находится жизнь Кощея? Она находится в игле, игла- в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке. При выполнении каждого задания Кощея каждый этот предмет будет исчезать, и мы сможем победить злодея.
1. Загадки по 2 сказкам, затем дети собирают разрезные картинки.
Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в стране дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? Какие заклинательные слова сказал Буратино, чтобы выросло дерево? (Крекс, пекс, фекс). А что хотел купить буратино на 5 золотых монет, пока не встретил Кота Базилио и Лису Алису? (куртку папе Карло и азбуку) (разрезная картинка Буратино)
Героине какой сказки удалось за найденную денежную единицу сделать покупку к своему дню рождения?
Ответ детей. Муха Цокотуха.
Вед 2: Кощей в своем письме просит рассказать отрывок из стихотворения Муха Цокотуха. Кто сможет это сделать? Один из детей рассказывает отрывок из сказки. (разрезная картинка Муха Цокотуха)- (получают по 1 монетке за правильно сложенную разрезную картинку)- достаем из сундука зайца, сундук убираем.
Вед 2: Каждый человек за свой труд получает вознаграждение. Вот и вы получили свои первые монетки. Работающие люди, ваши мамы и папы, получают зарплату, пенсионеры, бабушки и дедушки -пенсию, старшие братья или сестры, которые хорошо учатся в институте или университете- стипендию. Есть такая пословица: Деньги не щепки- с полу не подымешь. Их нужно заработать.
Все деньги, которые семья получает, называется семейный доход, а еще к доходу относится: подарки, различные денежные пособия, например у мамы совсем маленький ребенок, за ним нужен уход, уделять много времени, и мама не может выйти на работу, поэтому от государства она получает денежные пособия, а деньги, которые семья тратит называется расход. Вот Кощей прислал еще одно задание (напр. Волк принес или) Так, читаем:
2. Распределите правильно доход и расход. (Ведущий достает из конверта картинку с кошельком, в котором деньги прибавляются- для одной команды, для другой команды- кошелек в котором деньги убавляются. Равное количество картинок доход и расход). Одна команда должна найти, что относится к расходу, а другая-что относится к доходу. (за выполненное задание получают 1 монетку)- убираем зайца, появляется утка
Вед. 2: Друзья наши, а куда ходят ваши родители каждый день?
Дети: На работу.
Вед. 2: А где работают ваши мамы и папы?
Ответы детей
Вед. 2: как много профессий существует в мире!Все профессии важны- все профессии нужны. А вот и следующее задание от Кощея. (открываем конверт и читаем загадки)
3. Загадки про профессии.
Если вдруг болит живот,
Или кашель, в горле жжёт,
Не пугайся и не плачь,
Ведь придёт на помощь… (Врач)
Это кто же он такой?
Вкусной радует едой,
Каши и супы нам варит,
Что-то тушит, парит, жарит,
Может пироги испечь.
И о ком ведётся речь? (Повар)
Животные тоже, как люди болеют.
Вот только они говорить не умеют.
Но доктор для бедных животных найдется
И врач этот как зовется? (Ветеринар)
На машине красной мчится,
Если вдруг беда случится.
Настоящий он герой,
Ведь с огнём вступает в бой.
И хоть этот враг коварный,
Победит его… (Пожарный)
Ножницы в руках, расчёска —
Вот и новая причёска.
Чёлку быстро подстрижёт,
Кудри пышные завьёт.
Это мастер красоты.
Кто такой, ответишь ты?
(Парикмахер)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)
Физминутка
Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора царевну нам спасать.
Игра «Что перепутал художник» про профессии (за выполненное задание - 1 монетка). – убираем утку, кладем яйцо
Подкидывают из-за штор еще конверт или листок, свиток.
Вед. 1: Смотрите, еще одно сообщение от Кощея Бессмертного
4. Выбери правильный ответ:
из какого аппарата выдается всем зарплата? (на картинке три аппарата: банкомат, кофейный аппарат, аппарат с игрушками)
копит денежки для нас, собирает нам запас-чтоб могли на те монетки получить подарки детки. У нее на гладкой спинке прорезь есть на серединке (кружка, свинья-копилка, банка стеклянная с крышкой)
(и еще по одному заданию с вариантами ответов.)
(получают по одной монетке)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в (Банке, в магазине, в больнице)
Железные, звенящие,
Круглые, блестящие,
Бумажные, шуршащие,
Богатство настоящее. (деньги, фантики, пуговицы)
(за выполненное задание- 1 монетка)- убираем яйцо, остается игла.
Вед. 2: Никак не хочет сдаваться Кощей бессмертный. Но наши ребята молодцы! Отлично справляются с заданиями. Вот последнее задание от Кощея (читаем)
5. Распредели, что можно купить за деньги, а что нельзя- задание для всех команд, общее. На фланелеграфах. Один для того, что можно купить, а другой- что нельзя купить. (еще по одной монетке).
Вед. 2: И действительно, ребята, есть в жизни вещи, которые не купишь ни за какие деньги, нет ничего дороже любви близких и родных людей, мамин поцелуй, детский смех, утренний рассвет, птичье пение в лесу. Здоровье и дружбу за деньги не купишь, с детства должны мы все это хранить, мамины ласки и сказки на ночь в сердце всю жизнь мы будем носить.
Вед1.: Ребята, нашли мы иглу, где находится жизнь кощея. Но как вы считаете, если мы уничтожим кощея, мы станем добрыми и гуманными людьми? Ведь зло не приносит добра. Помните, что сказал царь? Не силой, а умом можно победить Кощея.
(Ответы детей)
Вед. 1: Мы с вами можем подарить Кощею волшебный предмет, который бы помог стать ему добрым, чутким, дружелюбным. Перед вами витрина с волшебными предметами, которые бы помогли Кощею измениться в хорошую сторону, но у нас только 10 монет, что же мы можем приобрести на наши общие деньги?
Варианты: скатерть самобранка – 4 р. (делает всех сытыми и довольными, хрустальная туфелька- 8р. (напоминает о том, что у всех есть уникальная судьба или цель в жизни, ковер самолет- 5р. (быстро доставит в любую точку сказочного мира, где нужна помощь, золотой ключик- 9р. (откроет таинственную дверь в мир всеобщего равенства и счастья, волшебное зеркальце- 5р. (зеркальце будет напоминает, что нужно делать только добрые дела, чтобы быть счастливым)
Вед. 2: Дорогие ребята, друзья наши, своими знаниями и умениями вы заработали много денег. Сколько же монет у каждой команды? (Каждая команда считает свои монетки) Просим капитанов команд, наших Царевичей, взять монетки и посчитать сколько всего монет у двух команд.
Итого: 10 монеток. (Дети покупают волшебное зеркальце за 5р и ковер-самолет- 5р.)
Вед. 2: Ворон, ворон, прилети и подарок Кощею от наших ребят отнеси. (ребенок в маске ворона выходит, забирает подарки и уходит. Затем появляется Василиса Премудрая.
Вед. 2:Мы всем советуем дружить,
Очень дружбой дорожить!
В обиду друга не давайте,
В любом несчастье помогайте!