Екатерина Малина
Конспект логопедической НОД «Подготовительный этап. Звук [Р]»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [р]
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики;
2. Развитие силы и направленности воздушной струи;
3. Развитие фонематического слуха;
4. Развитие лексики;
5. Развитие словообразования;
6. Развитие мелкой моторики;
7. Развитие мимики, голоса;
8. Развитие памяти, внимания, целостного восприятия.
Оборудование: вата, полоска бумаги, стеклянный пузырек, игровой набор «Футбол», граненый карандаш, разрезная картинка «Овощи».
Публикация «Конспект логопедической НОД „Подготовительный этап, Звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Проведена работа по ознакомлению с артикуляционными укладами и дыхательными упражнениями.
1. Организационный момент.
Логопед : Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется?
2. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед : Стоит в поле теремок, стоит он за забором (упражнение «Забор»). Неподалеку мост (упр. «Мост») А возле забора, лопатка стоит (упражнение «Лопатка»). Вдруг открылось окно (упражнение «Окно»)
2. Развитие голоса и губной моторики
Логопед : Бежит мимо мышка-норушка. Песенку поет: «ИИИИИ». То громче, то тише. Давай и мы попробуем спеть.
Логопед : Увидела забор (упр. «заборчик»). А возле забора ветерок с дудочкой (Упр. «Трубочка»). Стали они вдвоем песню петь Мышка: «ИИИИ», ветерок: «УУУУ».
Логопед : Увидела мышка теремок, с открытым окном (упр. «Забор» — «Окно» — «Забор»). Постучалась и спросила: «Кто – кто в теремочке живет?» Как мышка спросила?
Логопед : Дверь открылась. (Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата»).
3. Развитие мимики
Логопед : Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась. Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.
4. Развитие дыхания
Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упр. «Маляр», «Молоток») и села отдохнуть («Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пузырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит.).
5. Развитие голоса и артикуляционной моторики.
Логопед : Прыгала мимо лягушка-квакушка (упр. «Почистим зубы» движением кончика языка сверху-вниз по зубам.) Увидела теремок, остановилась на крылечке (упр. «Парус», широкий язык упирается в альвеолы). Спрашивает: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произносить фразу.)
Логопед : Мышка впустила лягушку и очень обрадовалась. (упр. «Забор»)
6. Развитие дыхания.
Логопед : Захотели они кушать и стали печь разжигать («Фокус» : положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа).
7. Развитие мышц язык. Развитие словообразования.
Логопед : Стали обед готовить. Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?. (Гороховый., а еще и горячий, остуди суп («Цоканье» — прищелкивание языком с переменным темпом (держать подбородок»)
Логопед : Пюре из картофеля, какое?. (Картофельное.)
Логопед : Салат из моркови, какой?. (Морковный.)
Логопед : Компот из груш, какой?. (Грушевый.)
Логопед : Пироги из яблок, какие?. (Яблочные.). А после оно поели вкусное варение (упр. «Вкусное варенье». Широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.)
8. Развитие голоса и артикуляционной моторики.
Логопед : Скакал мимо заяц (Упражнение «Наказать непослушный язычок» ( скажи: «па-па-па, пя-пя-пя») — губами шлепать по языку из положения «Лопата».) Увидел теремок. Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок»(ребенок говорит как зайчик). А у него с собой полная корзинка фруктов.
9. Развитие мелкой моторики.
Логопед : А сейчас мы с тобой посмотрим, какие фрукты у Зайца.
Пальчиковая игра «Фрукты»
Вот у зайца
Димочки Фрукты в корзиночке:
Яблоки и груши.
Угощайтесь, кушайте!
Персики и сливы,
Спелые, красивые!
Посмотри-ка на ранет!
Вкуснее этих фруктов нет!
10. Развитие дыхания.
Логопед : Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (упр. «Фокус» : положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать).
Логопед : Стал зайчик проситься в теремок, пустили зайца в теремок и стали жить все вместе. Весело звери время проводили, даже в футбол играли. (Упр. «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумаж-ный шарик с силой, чтобы он улетал далеко).
11. Развитие фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Логопед : Посмотри, какой замок висит. Чтобы открыть замок надо как услышишь звук [р] среди других звуков,
Звуки : [с], [з], [р], [ш], [р], [с]. Слоги: ра, за, со, ра, цо, су, ры, сы. Слова собака, рыбка, солнышко, рак, радуга, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [р].
Логопед : Бежит мимо лисичка-сестричка. Бежит, хвостиком следы заметает (упр. «Маляр» — широкий язык гладит по нёбу в передне-заднем направлении)
Логопед : Вдруг она увидела: когда услышишь правильное слово, хлопни в ладоши.
Вадугу-мадугу-радугу
Какетку-факетку-ракетку
Тобата-робота-хобота
12. Развитие голоса и артикуляционной моторики.
Логопед : Увидела лисичка теремок, постучалась (упр. Выполнить упражнение «Дятел» : стучать язы-ком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд»). (ребенок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Стали они жить вместе. (Упр. «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10)
Логопед : Бежит мимо волчок — серый бочок (упр. «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.)
13. Развитие мелкой моторики и лексики.
Логопед : Несет с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал. Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи»).
Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (Называет.)
14. Развитие голоса, артикуляционной моторики.
Логопед : Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пустили его в теремок.
Логопед : Тут пришел большой… медведь. Остановился около теремка (упр. «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10.) и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.)
Логопед : Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (Упражнение «Мост»). Не пустили медведя в теремок.
15. Развитие фонематического слуха.
Логопед : Тогда медведь полез на теремок. Затрясся теремок: р-р-р Как только услышишь, что теремок трясется крикни громко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: р, с, р, р, з, с.
16. Итог занятия.
Логопед : Сломал медведь теремок, но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал! Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот — умница!