Луценко Анна
Подбор диагностических процедур для изучения уровня речевого развития детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подбор диагностических процедур для изучения уровня речевого развития детей старшего возраста
Название Цель Ход Методические указания
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
«Подбери картинки»* Выявление умения обобщать. Разложи по 5— 7 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, здания, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности. - 1-я серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу.
Назови их одним словом.
- 2-я серия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда») по видам и назови одним словом. Например: транспорт — водный, наземный, воздушный; одежда —весенняя, зимняя, осенняя, летняя; посуда — чайная, столовая, кухонная.
Звуковая культура речи
«Назови звук» Изучение фонематического слуха, выявление умения определять место звука в слове.
Рассмотреть картинки с изображением предметов, в названиях которых слышен звук [с] — сумка, санки, стакан, слон, скамейка, нос, автобус, ананас, лиса, носок, мост, капуста.
По материалам J. Е. Журовой. Обучение грамоте в детском саду. — М. ,
1974. 1. Ребенку последовательно показывают картинки, предлагают назвать изображенные на них предметы и ответить на вопрос: «Какой звук встречается во всех словах?», а затем определить место, где находится этот звук в разных словах: в начале, середине или в конце.
2. Ребенку предлагается придумать и назвать слова: в которых звук [с) слышен в начале, в конце, в середине слова.
Аналогичные задания предлагаются с предметными картинками, в названиях которых имеются звуки [р] и [ш).
Связная речь «Разложи по порядку» Выявление способности понимать связь между событиями и строить умозаключения. Составление рассказа по серии картинок
Материал. Серии сюжетных картинок (по 4 6 картинок). Ребенку предлагается разложить картинки по порядку, а затем составить по ним рассказ.
Грамматический строй речи «Ласковые слова» Выявление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
Образование уменьшительно-ласкательных существительных Ребенку дают задание: «Скажи ласково, например: Катя — Катенька, Катюша» (Вова, Таня, Женя; медведь, лиса, заяц, волк; чайник, тарелка, ложка, чашка; мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Оценка результатов
- правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова 3 балла;
- допускает 34 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но самостоятельно исправляет ошибки — 2 балла;
- допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова — 1 балл.
- правильно выделяет звук из слова и самостоятельно подбирает слова с определенным звуком 3 балла;
- допускает ошибки в выделении звука из слова, но самостоятельно исправляет их и подбирает слова с определенным звуком — 2 балла;
- часто допускает ошибки в выделении и подборе слов с определенным звуком — 1 балл.
- правильно образовывает уменьшительно-ласкательные формы существительных 3 балла;
- допускает ошибки, но старается исправить их—2 балла;
- затрудняется образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного — 1 балл.
- раскладывает все картинки правильно, составляет полный рассказ 3 балла;
- допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет; составляет полный рассказ 2 балла;
- часто допускает ошибки при раскладывании картинок, затрудняется составить рассказ 1 балл.