Луценко Анна
Подбор диагностических процедур для изучения уровня речевого развития детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подбор диагностических процедур для изучения уровня речевого развития детей старшего возраста
Название Цель Ход Методические указания
Публикация «Подбор диагностических процедур для изучения уровня речевого развития детей старшего возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
«Подбери картинки»* Выявление умения обобщать. Разложи по 5— 7 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, здания, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности. - 1-я серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу.
Назови их одним словом.
- 2-я серия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда») по видам и назови одним словом. Например: транспорт — водный, наземный, воздушный; одежда —весенняя, зимняя, осенняя, летняя; посуда — чайная, столовая, кухонная.
Звуковая культура речи
«Назови звук» Изучение фонематического слуха, выявление умения определять место звука в слове.
Рассмотреть картинки с изображением предметов, в названиях которых слышен звук [с] — сумка, санки, стакан, слон, скамейка, нос, автобус, ананас, лиса, носок, мост, капуста.
По материалам J. Е. Журовой. Обучение грамоте в детском саду. — М. ,
1974. 1. Ребенку последовательно показывают картинки, предлагают назвать изображенные на них предметы и ответить на вопрос: «Какой звук встречается во всех словах?», а затем определить место, где находится этот звук в разных словах: в начале, середине или в конце.
2. Ребенку предлагается придумать и назвать слова: в которых звук [с) слышен в начале, в конце, в середине слова.
Аналогичные задания предлагаются с предметными картинками, в названиях которых имеются звуки [р] и [ш).
Связная речь «Разложи по порядку» Выявление способности понимать связь между событиями и строить умозаключения. Составление рассказа по серии картинок
Материал. Серии сюжетных картинок (по 4 6 картинок). Ребенку предлагается разложить картинки по порядку, а затем составить по ним рассказ.
Грамматический строй речи «Ласковые слова» Выявление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
Образование уменьшительно-ласкательных существительных Ребенку дают задание: «Скажи ласково, например: Катя — Катенька, Катюша» (Вова, Таня, Женя; медведь, лиса, заяц, волк; чайник, тарелка, ложка, чашка; мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Оценка результатов
- правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова 3 балла;
- допускает 34 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но самостоятельно исправляет ошибки — 2 балла;
- допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова — 1 балл.
- правильно выделяет звук из слова и самостоятельно подбирает слова с определенным звуком 3 балла;
- допускает ошибки в выделении звука из слова, но самостоятельно исправляет их и подбирает слова с определенным звуком — 2 балла;
- часто допускает ошибки в выделении и подборе слов с определенным звуком — 1 балл.
- правильно образовывает уменьшительно-ласкательные формы существительных 3 балла;
- допускает ошибки, но старается исправить их—2 балла;
- затрудняется образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного — 1 балл.
- раскладывает все картинки правильно, составляет полный рассказ 3 балла;
- допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет; составляет полный рассказ 2 балла;
- часто допускает ошибки при раскладывании картинок, затрудняется составить рассказ 1 балл.