Людмила Зуева
План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Зуева Людмила Анатольевна,
воспитатель
МБДОУ № 41
Нижегородская область,
г. о. г. Шахунья.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, С. А. Козловой, Н. Ф. Виноградовой, Р. С. Буре и других.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Публикация «План саморазвития „Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае, приобщение к истокам русской народной культуры.
Поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие духовно здорового человека.
В нашей группе мною была проведена диагностика познавательного развития детей. Результаты показали, что представления детей о малой родине и Отчизне, о ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках - сведены к минимуму.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
На мой взгляд, решение данных проблем возможно посредством ознакомления детей с русским былинным эпосом. Поскольку ценность былинного эпоса – в источнике народной мудрости.
Былины трудно читаемы и сложно воспринимаемы, поэтому педагоги-дошкольники не уделяют им должного внимания. А ведь именно былины являются элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними можно сравнивать только сказки и песни. Но былины одновременно и сказывались и пелись, поэтому их своеобразие в фольклоре очевидно. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются греческим словом "эпос": это и повествование, и речь, и стих.
Былинный эпос воплощает в себе кодекс героического поведения, является образцом для подражания, обладает великой силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным. Всё противостоящее богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу. Так что в целом масштаб героической идеализации остаётся непременной приметой эпоса.
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко-купец, и Микула Селянинович и многие другие богатыри русского эпоса - герои, которые отличались происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением - все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия и лихолетья, когда враг грозит Руси истреблением и гибелью.
В былинном эпосе отражены многие достоверные черты старинного быта. Из былины можно узнать об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах, о воинском оружие, составе дружины, об игре на гуслях, об устройстве ладьи и сохи. Множество примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.
У каждой былины есть своя реальная жизненная основа, но эпическая песня соединяет её с вымыслом. Это не роняет в наших глазах богатырские былины, а возвышает их. Историческое деяние предстаёт художественно обобщённо. Именно благодаря этому свойству былины и дошли до нас из тьмы отдалённого времени. Здесь истоки непреходящего значения былин. Как памятник художественного творчества былина сохраняла своё значение в течение долгих веков, последовавших за эпохой Киевской и Новгородской Руси.
В программе "Приобщение к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой собран богатый этнографический фольклорный материал, предложен тематический план. Конспекты в программе даются в сжатом варианте, зачастую в шаблонной форме. Воспитателю ДОУ приходится терять много времени, чтобы подготовиться к занятиям. К тому же, былины рассматривались как одно из многочисленных дополнительных средств приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Я попыталась разработать свой вариант приобщения ребёнка-дошкольника к культуре своего народа. Во всей работе прослеживается интеграция разных образовательных областей.
Анализ результатов мониторинга перед предстоящей работой показал, что:
- дошкольники не владеют необходимыми знаниями о нормах и ценностях, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности);
- представления о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках поверхностны, часто искажены;
- для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного
положительного эмоционального отношения к малой родине;
- многие дети без удовольствия отражают впечатления по данной теме в деятельности;
- не стремится к проявлению инициативы в социально значимых делах,
связанных с жизнью родного города.
- Дети не знакомы с былинным эпосом, не имеют представления о русских воинах-богатырях, не знакомы с традициями русского народа (Диагностика имеется в приложении №1).
Анализ организационно-методического обеспечения показал, что:
- недостаточно освещена тема приобщения к культуре русского народа в образовательной программе ДОУ;
- недостаточно разработаны конспекты образовательной деятельности по формированию первичных представлений о культурных ценностях народа;
- в календарно-тематическом планировании мало тем, посвященных данной теме;
- не хватает консультативного материала для родителей.
Анализ предметно-развивающей среды показал, что:
для формирования первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления по данной теме.
Противоречия.
Формирование первичных представлений о культуре и ценностях русского народа у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми, недостаточно организованная предметно-развивающая среда не позволяют реализовать первичные представления.
Недостаточная собственная компетентность по теме.
Тема: «Былинный эпос как средство приобщения
детей подготовительной группы детского сада
к культуре своего народа».
В данной работе рассмотрена возможность использования былинного материала как средство приобщения детей подготовительной к школе группы к культуре своего народа, а также направлена на активное освоение культурного богатства русского народа и четкое содержание нравственно-патриотического воспитания.
Работа велась с детьми подготовительной группы МБДОУ № 41.
Сроки выполнения – 8 месяцев (с июня 2013г. по февраль 2014г.).
Занятия проводились во второй половине дня.
Способ проверки знаний детей - педагогическая диагностика, выявляющая:
- уровень освоения ребенком программы знаний;
- в какой степени сформулировано отношение к русским былинам и истории Родины.
Выставки, посиделки, вечера развлечений являются формами подведения итогов.
Участники: Дети, родители, педагоги МБДОУ.
Цель: Создание условий для приобщения детей подготовительной группы детского сада к культуре своего народа. Повышение своего профессионального уровня; разработать программно - методическое обеспечение образовательного процесса.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- познакомить детей с былинным эпосом;
- сформулировать отношение к русским былинам и истории Родины;
- способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств,
- развить моральные и нравственные ценности;
- воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за
историю своей страны, ее народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и
других народов;
- поддерживать у детей интерес к культуре родной страны;
- обогатить представления об особенностях русской народной культуры
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
принципы:
-культурологический;
-личностно-ориентированный;
-принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов;
-принцип гуманизации;
-принцип развития;
- систематичность.
Работа велась во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная деятельность, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Таким образом, у детей не только воспитываются патриотические чувства, но и формируются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Подведение итогов проведенной работы.
- Стремятся к общению со взрослыми и активно подражают им в движениях и действиях;
- Обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям, обладают чувством собственного достоинства;
- Проявляют любознательность, задают вопросы взрослыми и сверстникам, пытаются самостоятельно придумать объяснения поступкам людей;
- Проявляют интерес к культуре своего народа, русской народной
культуре;
-Имеют представления о своей принадлежности к человеческому сообществу;
- Ориентируются в былинном эпосе;
- Владеют знаниями в области истории русского народа, его обычаях, традициях;
- Проявляют любознательность по отношению к родному городу, его истории,
необычным памятникам, зданиям;
- С удовольствием включаются в проектную деятельность, детское
коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в
детское коллекционирование.
- Проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в социально
значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и
подвигами горожан, выражают позитивное отношение к пожилым жителям
города;
- Имеют представление о том, что каждый народ имеет свою культуру, на примере
произведений устного народного творчества, музыкального и декоративно-
прикладного искусства;
- Отражают свои впечатления в предпочитаемой деятельности
(рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. п.).
- Участвуют в совместных с взрослыми проектах с родителями, с воспитателем.
Проведенная работа способствовала формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети научились различать добро и зло, делают выбор в пользу добра; проявляют уважение к православным традициям своего народа, к защитникам Отчизны.
Результаты работы с родителями:
- Активные участники в воспитательно-образовательном процессе;
- Заинтересованность достижениями своих детей;
- Введение семейных традиций;
- Улучшение детско – родительских отношений;
- Осведомленность родителей в вопросах развития детей;
- Удовлетворенность родителей качеством воспитания и обучения.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить об эффективности проведенной работы. Но, несмотря на это, я считаю необходимым продолжать работу по приобщению детей к русской культуре, к истории России, развитию духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.