Наталья Егорова
План саморазвития «Адаптация детей раннего возраста посредством сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
формирование мотивации своего самосовершенствования;
обогащение и совершенствование предметно-пространственной среды группы раннего возраста;
развитие потребности в постоянном пополнении своих педагогических знаний, умения моделировать и проектировать воспитательно-образовательный процесс.
Работа над программой самообразования поможет :
Публикация «План саморазвития „Адаптация детей раннего возраста посредством сенсорики“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
научить детей различать основные цвета;
познакомить детей с величиной и формой предметов;
сформировать навыки самостоятельной деятельности;
повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
сплотить детский коллектив.
Ожидаемые результаты:
закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
положительная динамика в математическом развитии детей;
совершенствование предметно-развивающей среды.
Актуальность:
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
План работы :
Содержание Форма отчетности Сроки
Теоретический этап.
Изучение методической литературы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через
дидактические игры и действия с предметами»
Наличие методической литературы:
1. Программа «Кроха». Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева
2. «Сенсорное воспитание в детском саду» Поддъяков Н. Н.
3. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Янушко Е. А.
4. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Зворыгина Е. В.
5. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Новоселова С. Л.
6. «Развивающие игры» Богуславская Е. О.
7. «Дети раннего возраста в ДОУ» Голубева Л. Г., Печора К. Л., Пантюхина Г. В.
8. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Белкина В. Н., Белкина Л. В.
9. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» Костина В.
10. «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста» Лисицына И. А., Молева И. Б.
В
течение года
Методический этап
«Адаптация ребенка к детскому саду» Консультация для родителей
Буклет для родителей
Сентябрь/
октябрь
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Консультация для родителей
Октябрь
«Игры и игрушки для детей 2-3 лет» Консультация для родителей
Ноябрь
«Зачем нужны пальчиковые игры?», «Как организовать пальчиковые игры дома?». Родительское собрание
Консультация для родителей
Декабрь
«Дидактические игры» Презентация Январь
«РППС» Презентация В течение года
Сенсорное развитие ребенка» (развивающие игры)
Памятка для родителей Март
«Игры для сенсорного развития детей раннего возраста» Памятка для родителей
Родительское собрание
Апрель
Практический этап
Создание РППС
В течение года
Проведение дидактических игр и упражнений на развитие тактильных ощущений
Составление картотеки
В течение года
Проведение дидактических игр и упражнений для закрепления понятий формы
Составление картотеки В течение года
Проведение дидактических игр и упражнений для закрепления понятия величины
Составление картотеки В течение года
Проведение дидактических игр и упражнений на закрепление цвета
Составление картотеки В течение года
«Авторские дидактические игры» Создание игр и пособий для детей раннего возраста
В течении года
«Весенняя прогулка» Показ открытого занятия Апрель
Подведение итогов Анализ работы по теме самообразования Май
Вывод:
В результате изучения темы: можно сделать выводы, что работа по формированию сенсорного опыта детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Подводя итог, можно сказать, что вся работа благотворно отразиться на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладеют знаниями и умениями программы сенсорного развития. В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, произошло совершенствование всех видов детской деятельности.
Список литературы:
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста -М. : Медицина, 1977. – 303с
Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников - Мн. : БрГУ, 2007. - 150с.
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М. : Просвещение, 1988. - 158 с.
Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Под ред. Венгера Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада - М. : Просвещение, 1988. - 160 с.
Венгер А. А., Выгодская Г. Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения - М. : Просвещение, 1972. - 142 с.
Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста : Программа для специальных дошкольных учреждений - М. : Лист, 1993. - 120с.
Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада - М. : Просвещение, 1981. - 70с.
Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М. : Издательский центр Академия, 1999. - 65с.