Елена Балякишева
План саморазвития «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития
Тема:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая гр.)
Разработала:
Воспитатель Балякишева Е. С.
Актуальность.
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Публикация «План саморазвития „Развитие связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Срок реализации: 1 год (2020-2021 учебный год)
Цель. Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи. - совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Самообразование 2020г-2021 г. г.
№ Содержание работы Сроки выполнения
Теоретический этап
1 Изучение методической литературы по данной проблеме в течение года
2 Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду» в течение года
3 Изучение методик по технологии педагогов в Интернете в течение года
Практический этап
4 Изучение опыта педагогов ДОУ Сентябрь
5 Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам сентябрь
6 Планирование деятельности и перспективы развития Сентябрь
7 Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. октябрь
8 Консультации для родителей в течение года
9 Консультация для воспитателей ноябрь
10 Участие в конкурсах и выставках различного уровня в течение года
11 Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. апрель
12 Итоговая диагностика детей апрель
13 Самоанализ проделанной работы апрель
14 Отчет о проделанной работе
Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ май
Самоанализ о проделанной работе в 2020 г.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей : обучения на занятиях и руководство развитиях речи детей в повседневной жизни. Обучение на занятиях – это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками. Самое главное заключается в том, чтобы ребёнок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к более простым словам, которыми замещают развёрнутые словесные ответы. Большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению рассказов, стихов, а также народных потешек, песенок и др. Особенно важно систематически организовывать рассказывание. Только при этом условии ребенок приучается внимательно слушать, а затем и самостоятельно пересказывать. Для того чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Для этого я сначала задавала вопросы и учила отвечать на них, позднее просила рассказывать самостоятельно. В этом случае я вела рассказ вслед за ребёнком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное. Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи. Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности повседневной жизни, в играх, в общении. С детьми следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Постоянное общение с детьми положительно влияет на речь и развитие детей. Занятия по развитию речи дали положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по картине или игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, дети могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки.
Список литературы.
Список использованной литературы:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2014.
2. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
3. Гербова В. В Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,2015
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.