Марина Курицина
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.
Ожидаемые результаты:
- усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
- осознание детьми базовых нравственных качеств : совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
План работы на 2021-2022 год.
Раздел
Изучение методической литературы
Сентябрь - май 1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002.
2. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001
4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
5. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. М., 2005г
Работа с детьми
Сентябрь
1. Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
4. Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою»
Октябрь
1. Чтение и пересказ русских народных сказок : «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кривая уточка», «Покати горошек», «Мужик и барин».
2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.
3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»
Ноябрь 1. Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.
2. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Каша из топора», «Крошечка-хаврошечка», «Елена
Премудрая», «Волшебная дудочка».
3. Разгадывание загадок на тему: «Герои русских народных сказок», попробовать сочинить самому загадку.
4. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»
Декабрь
1. Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты.
2. Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).
Январь
1. Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий.
2. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок : «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волчище серый хвостище», «Волшебная птица», «Горе, не беда», «Молодильные яблоки».
3. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки»
Февраль
1. Тематические занятия, самостоятельное творчество.
2. Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей Иванович», «Колобок», «Жихарка», «Летучий корабль».Обсуждение сказок.
3. Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.
4. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.
Март
1. Сочинение вместе с детьми сказки : «Если бы я был волшебником)».
2. Чтение русских народных сказок : «У страха глаза велики», «Царевна Несмеяна», «По щучьему веленью», «Хитрая наука».
3. Обыгрывание знакомых сказок.
Апрель
1. Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.
2. Чтение русских народных сказок : «Гуси-лебеди», «Никита Кожемяка», «Лиса и журавль», «Вершки и корешки», «Как лиса училась летать».
3. Изобразительная деятельность: рисование иллюстрации к любимой сказке.
Май
1. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад (с музыкальным сопровождением).
2. Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки на новый лад «Колобок».
Работа с семьёй
Сентябрь Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы
Октябрь Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».
Ноябрь Совместное творчество ребёнка и взрослого.
Январь Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.
Апрель Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».
Май Подготовка фотографий для презентации.
Самореализация
Сентябрь-октябрь Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.
Ноябрь Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей».
Февраль Презентация из опыта работы «Воспитание сказкой».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.