Оксана Горбунова
План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие сенсорных способностей детей в группе раннего возраста.
Задачи:
• Продолжать обогащать сенсорный опыт детей.
• Развивать умение различать предметы по величине.
• Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм.
• Собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, составлять картинки из двух частей (пирамидка, яблоко).
Публикация «План самообразования воспитателя группы раннего возраста „Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
• Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
• Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?»)
• Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
• Использовать специальные дидактические пособия : помогать детям соотносить цвета и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть в дидактические игры.
Актуальность:
Дидактическая игра является наиболее эффективным средством развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. Дидактическая игра – это ряд реализующих принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Сенсорные способности – это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущения и восприятия человеком окружающего мира и самого себя. Развитие сенсорных способностей включает в себя :
• формирование сенсорных эталонов;
• обучение способам обследования предмета, а также форму, цвет, величину;
• развитие внимания;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, образной и др. видов памяти.
Успешность умственного, физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит осязает окружающий мир. Огромная роль в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактическим играм, т. к. ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию-контроля состояний сенсорного развития детей.
Направления моей работы:
• ориентирование ребенка в основных цветах спектра;
• умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
• умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу.
Предполагаемый результат:
• Целенаправленное и систематическое использование в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков, способствующих обогащению речи детей.
• Интеграция в области «С дидактическим материалом» в ходе реализации других областей, способствовало успешному освоению детьми раннего возраста основной образовательной программы.
• Тесное взаимодействие педагогов и родителей, способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию в их работе над речью детей.
• Создание предметно-развивающей среды способствовало развитию общей и мелкой моторики, что активизировало речевые навыки детей.
Раздел плана Сроки Выход
Изучение литературы Сентябрь-май Е. С. Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ».
Маханева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром».
Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».
Сенсорно-двигательная игра-занятие.
Итоговая сенсорно-двигательная игра-занятие Ноябрь
Май
«К мишке в гости пойдем».
«Ловись рыбка большая и маленькая».
Сенсорное развитие детей Сентябрь-май Игры занятия.
Совместные игры с песком и водой на прогулке и в центре «Песок и вода».
Д/и с малышами для зрительного восприятия (цвет, форма, величина). Например, «Спрячь мышку», «Угости Катю чаем», «Украсим елочку», «Поймаем рыбку» и др. ;
Для слухового восприятия : «Кто как кричит?», «Узнай по звуку» и др.
Для развития моторики : предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки, д/и включающие различные виды застежек, молнии, кнопки, пуговицы, шнуровки, липучки.
Игры с цветным конструктором разных размеров, с пирамидками разных размеров, цветов, с матрешками и т. д.
Родительское собрание
Семинар-практикум
Консультации для родителей
Наглядная информация, папка-передвижка Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Март «Пальчиковые игры».
«Сенсорное развитие».
«Роль дидактических игр для детей раннего возраста».
«Д/и своими руками».
«Зачем нужно развивать мелкую моторику».
Перспективный план игр-занятий с детьми раннего возраста
Тема Цели Сроки
Д/и «Соберем пирамидку»
Д/и «Веселая матрешка»
Д/и «Построим башенку»
Д/и «Втулочки» Формировать умение собирать с помощью взрослого в определенной последовательности из четырех колец двух контрастных размеров.
Формировать умение открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие размеры в большие.
Совершенствовать разнообразные действия с предметами ориентируясь на их величину.
Развивать умение действовать с различными дидактическими игрушками (втулочками).
Сентябрь
Д/и «Шароброс
Д/и «Занимательная коробочка»
Д/и «Найди такую же фигуру».
(кубики).
Д/и «Чудесный мешочек». Развивать умение действовать с различными дидактическими игрушками (шароброс).
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат).
Формировать умение подбирать предметы соответствующей формы (кубик).
Развивать сенсорное восприятие. Октябрь
Д/и «Соберем пирамидку»
Д/и «Веселые матрешки».
Д/и «Пуговки»
Д/и «Соберем стаканчики».
Продолжать формировать умение собирать в определенной последовательности из четырех колец двух контрастных размеров.
Продолжать формировать умение открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие размеры в большие.
Продолжать развивать умение детей различать предметы по величине.
Продолжать развивать умение вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.
Ноябрь
Д/и «Мяч в ворота».
Д/и «Грибы на поляне».
Д/и «Подбери по цвету»
Д/и «Мозайка».
Закреплять умение детей различать предметы по величине.
Развивать умение соотносить цвет и размер предметов.
Развивать умение по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
Развивать умение детей различать предметы по цвету. Декабрь
Д/и «Большой и маленький».
Д/и «Печем пирожки».
Д/и «Украсим елочку».
Д/и «Кубики».
Закреплять умение различать предметы по величине.
Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев.
Продолжать развивать умение соотносить цвет и размер предметов.
Выполнять действия с предметами ориентируясь на их величину. Январь
Д/и «Вот какая пирамидка».
Д/и «Сделаем матрешке бусы».
Д/и «Башенка».
Д/и «Разрезные картинки». Развивать умение собирать с помощью взрослого пирамидку из 4-5 колец.
Закреплять умение различать предметы по цвету.
Продолжать закреплять умение различать предметы по величине (большой, поменьше, маленький.
Развивать умение составлять разрезные картинки из 2-х частей. Февраль
Д/и «Сестрички матрешки».
Д/и «Чудесный мешочек».
Д/и «Кто нас позвал».
Д/и «Поручения».
Развивать умение собирать двухместные матрешки.
Способствовать обогащению сенсорного опыта.
Развивать слуховое внимание.
Закреплять умение различать предметы по цвету и величине. Март
Д/и «Воздушные шарики».
Д/и «Ленточки».
Д/и Разноцветные пирамидки».
Д/и «Цветные шарики».
Закреплять умение различать красный, синий, желтый, зеленый.
Продолжать закреплять умение различать красный, синий, желтый, зеленый.
Закреплять умение собирать пирамидку из 4-5 колец.
Закреплять умение различать предметы по цвету и величине.
Апрель
Д/и «Пирамидка из стаканчиков».
Д/и «Цветные лодочки».
Д/и «Ловись рыбка большая и маленькая». Закреплять умение различать предметы по величине: собирать пирамидку из 5 колец.
Закреплять умение различать красный, синий, желтый, зеленый.
Закреплять умение различать предметы по цвету и величине.
Май