Адушева Татьяна
Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира. Встав на ноги,
малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, познает их свойства, качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей.
Публикация «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка-развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. В начале второго года жизни, точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник и меховую шапку он называет «Киской» и т. п.). Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Ведущей в раннем детстве, является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий может выступать раскладывание предметов на две группы. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие. Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. В ходе выполнения игровых действий с дидактическим материалом обогащается опыт ребенка, совершенствуется его восприятие, моторика развивается речь, мышление, память.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, шары и другие. Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами (наборами геометрических фигур, вкладышами). Новые дидактические пособия можно изготовить и самим педагогам.
Так например:
• «Накорми поросенка»
Цель. Развитие мелкой моторики
• «Воздушные шары»
Цель. Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
• «Поиграем с прищепками»
Цель. Учить детей подбирать прищепки нужного цвета, развивать мелкую моторику
• «Разложи геометрические фигуры по образцу»
Цель. Формировать представление о геометрических фигурах.
• «Веселые помпончики»
Цель. Развивать зрительно-моторную координацию, формировать сенсорное представление.
• «Кто, что ест?»
Цель. Развитие познавательных способностей и мелкой моторики.
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «Золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогике на всех этапах ее развития эта проблема занимала одно из центральных мест.