Ольга Владимировна Тарасова
План работы по самообразованию воспитателя «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Воспитатель : Тарасова Ольга Владимировна
2017-2018 уч. Г.
Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактич. игр в современные технологии.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообра-зования поможет мне :
- научить детей различать основные цвета;
Публикация «План работы по самообразованию воспитателя „Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
-познакомить детей с величиной и формой. предметов
- сформировать навыки самостоятель. деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Систематизировать знания по приоритетному направ-лению деятельности.
Изучение специальной методической литературы:
(в течении года)
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. :Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г.
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший воз раст) :Практическое пособие для воспитателей и ме- тодистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова– Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
6. П. П. Дзюба. «Дид-ая копилка восп-ля д/с».-М. :Феникс 2008г.
7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспи-тания детей раннего возраста).–М. :Линка-пресс,2002.
Услуги Интернет.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду», «Обруч»
Практический этап
• Изучение опыта педагогов ДОУ
(сентябрь- октябрь)
• Изучение методик и технологий педагогов в Интер-нете (в течении года)
• Введение игровых приёмов в комплексы мероприя-тий по сенсорному развитию,в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. (в течении года)
• Планирование индивид. работы с детьми в форме увлекательной. и. содержательной. деятельности. (в течении года)
• Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления,внимания,воображения,усидчивости) ((в течении года)
• Консультация для педагогов «Значение дид-кой игры в жизни ребёнка» (Декабрь, 2017г.)
• Пополнение картотеки дид/ игр и внесение новых игровых заданий. (в течении года)
• Составить картотеку игр–экспериментов с водой, песком и т. д. (в течении года)
• Оформление письменных консультаций в род. уголке. (в течении года)
• Тематическое род. собрание. «Игра–спутник детства» (Декабрь, 2017г.)
• Консультации и беседы (инд-ые и коллективные). (в течении года)
• Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. ((в течении года)
• Оформление выставки «Дид-ие игры для детей». (Март, 2018г.)
• Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игр. деятельности). (Май, 2018г.)
•Твор-ий отчёт по теме «Использование д/и в жизни детей» (Май, 2018г.)
Анализ литературы в ходе изучения д/игры позволил выделить несколько направлений,которые явились ве- дущими на определенных этапах развития теории дош педагогики. К таким направлениям относятся следующ: изучение д/игры как средства образов-ой работы,как особой формы обуч-я,как средства,стимулирующего творческ. дея-ть детей,обеспечивающего развитие лич ности,как метода всестороннего воспитания детей,как сред-ва формирования потребности в самоутверждени. Данный анализ позволяет констатировать,что в педаг. Литер-ре наиболее полно представлены возможности д/игр как обуч-го сред-ва,способного помочь ребенку усвоить знания,овладеть спос-ми познав-ной деят-сти. .Значение д/игр чрезвычайно велико еще и потому,что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осущест-тся физ-кое,эстет-кое,нрав-ное,трудовое вос- питание. Выполняя разнообразные движения,действия с игрушками и предметами,ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета,их оттенки,форму предме тов,манипулируя игрушками и друг. игровым оборудо- ванием,приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры,ребята приучаются контроли- ровать свое поведение,в результате чего воспитывает ся воля,дисциплинированность,умение действовать со- обща,приходить друг другу на помощь,радоваться собс твенным успехам и успехам товарищей. В немногих исс ледованиях изучаются вопросы воспитательного значе ния д/игр :показана их роль во всестороннем развитии личности,в формировании способностей ребенка,воспи тании социальной активности,развитии воли и произво льности дошк-ка,усвоении правил поведения,создании условий для появления сознательной оценки своих воз можностей и умений,обеспечении эмоционального ха- рактера деятель-сти,выявлена возможность их исполь- зования с целью коррекции поведения.
Структура и характеристика компонентов д/игр
Д/игры имеют своеобразную структуру,в которой боль шинство исследователей выделяет такие структурные элементы,как дид-ая (обучающая,игровая)задача (цель игры,игровые правила,игровые действия,заключение или окончание игры.
Основным элементом д/игры является дид-ая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все осталь- ные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дид. задачи разнообразны. Это может быть ознакомле- ние с окружающим (природа,животный и растительный мир,люди,их быт,труд,события общественной жизни, развитие речи (закрепление правильного звукопроизно шения,обогащение словаря,развитие связной речи и мышления).Дид. задачи могут быть связаны с закрепле нием элементарных математических представлений.
Содержанием д/игр является окружающая действитель ность (природа,люди,их взаимоотношения,быт,труд,со- бытия общественной жизни и др.).
Большая роль в д/игре принадлежит правилам. Они оп ределяют,что и как должен делать в игре каждый ребе нок,указывают путь к достижению цели. Правила помо- гают развивать у детей способности торможения (особе нно в младшем дошк. возрасте).Они воспитывают у де- тей умение сдерживаться,управлять своим поведением Детям младшего дошк. возраста очень трудно соблюда соблюдать очередность. Каждому хочется первым вы- нуть игрушку из «чудесного мешочка»,получить карточ ку,назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению то рмозить это чувство,т. е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в д/играх принадлежит игровому действию. Игровое действие—это проявление активнос ти детей в игровых целях :катать разноцветные шары, разбирать башенку,собирать матрешку,перекладывать кубики,отгадывать предметы по описанию,отгадывать, какое изменение произошло с предметами,расставлен ными на столе,выиграть соревнование,выполнить роль волка,покупателя,продавца,отгадчика и т. д.
Если проанализировать д/игры с точки зрения того,что в них занимает и увлекает детей,то окажется,что де- тей интересует,прежде всего,игровое действие. Оно стимулирует детскую активность,вызывает у детей чув ство удовлетворения. Д/задача,завуалированная в игро вую форму,решается ребенком более успешно,т. к. его внимание,прежде всего,направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незамет но для себя,без особого напряжения,играя,он выполня ет д/задачу. Благодаря наличию игровых действий д/и применяемые на занятиях,делают обуч. более занимате льным,эмоциональным,помогают повысить проиволь- ное внимание детей,создают предпосылки к более глу- бокому овладению знаниями,умениями и навыками.
В играх для детей млад. дошкол. возраста игровые дейс твия просты:прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета,разбирать и собирать матрешки,баше нки,складывать цвет. яйца;отгадывать по голосу,кто по звал «мишку»;доставать предметы из «чудесного мешоч ка» и т. д. Ребенка младш. возраста еще не интересует результат игры,его пока увлекает само игровое дейст- вие с предметами:катать,собирать,складывать.
Для детей среднего и старшего возраста игровое дейст вие должно устанавливать более слож. взаимоотноше- ния между участниками игры. В игровое действие,как правило,входит выполнение той или другой роли (во- лк,покупатель,продавец,отгадчик и др.)в определен- ной ситуации игры. Ребенок действует т. к. в его детск воображении должен действовать изображ. образ пере живает удачи и неудачи,связанные с этим образом. В некоторых играх игровое действие складывается из за гадывания и отгадывания. Один играющий ребенок вы- ходит,а в это время дети,загадывают какой-либо пред- мет или изменяют расположение вещей. Возвративши- сь,ребенок отгадывает предмет по описанию,определя ет,какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы,называет имя товари ща по описываемой одежде.
Большая группа игр,преимущественно для старших де- тей, состоит из своеобразного соревнования:кто быст- рее закроет пустые клетки большой карты маленькими подберет пару;скажет слово,противоположное тому,ко торое сказал ведущий;отгадает,что нужно для той или другой профессии.
В хороводных играх игровое действие носит имитацио нный характер:дети изображают в действиях то,о чем поется в песне.
Игровое действие,представляющее своеобразное соре внование «Кто быстрее»,чаще всего встречается в н-п играх с картинками. Дети находят в предметах,нарисо- ванных на картинках,сходство и различие,классифици руют предметы по группам (одежда,мебель,посуда,ово- щи,фрукты,животные и т. п.)Игровое действие создает у детей интерес к д/задаче. Чем интереснее игровое де йствие,тем успешнее дети ее решают.
Например,в игре «Найди соседей»у каждого ребенка10 числовых карточек (от одного до десяти, расположен- ных в последовательности числового ряда:1,2,3. 10. Ведущий подбрасывает кубик. Число,оказавшееся на верхней стороне кубика,кладется в основу игры (напри мер,восемь).Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа,слева—7и 9».В этой игре игровое дей ствие—подбрасывание кубика и отыскивание «соседей «соседей».Подбросив кубик,ведущий создает у детей интерес к игре,сосредоточивает их внимание. Узнав чи сло,дети стремятся быстрее отыскать «соседей»у себя в карточках,т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу.
В большинстве народ/игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные с правилами игры,образуют игровое дейст- вие в целом. Например,в народной игре «Краски»расп- ределение ролей (продавцы,покупатели)вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет,чтобы покупатели долго не могли отгадать)—1иг- овой элемент. Приходит покупатель и спрашивает опре деленный цвет;ребенок,взявший себе этот цвет,ухо- дит с ним—второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску,которой нет среди загаданных,его по- сылают «по. дорожке на одной ножке»—это3 игровой элемент,который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее,заставляет ду мать,вспоминать,что развивает умств. активность детей Игровое действие,состоящ. из нескольких игровых эле ментов,сосредоточивает внимание детей на содержа- нии и правилах игры на более длительное время и соз дает благоприятные условия для выполнения д/задачи Д/игры способствуют формированию у детей психичес ких качеств:внимания,памяти,наблюдательности,сооб- разительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок прояв ляет чуткое отношение к товарищу, учится быть спра-ведливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным сред-ством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, вырази-тельности речи, развитию творческой фантазии,яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дид/игр многие сложные явления расчле-няются на простые и, наоборот, единичные обобща-ются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обоб-щению и классификации, к употреблению слов, обоз-начающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Чем содержательнее игровое действие и правила ди-дактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать вза-имоотношения детей : умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с жела-ниями участников игры, помогать товарищам в затруд-нениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в дости-жении поставленной цели. Однако эти качества лич-ности не воспитываются в ребенке сами. (Источник - интернет-ресурсы)