Наталья Гузенко
План самообразования «Применение новых подходов и методик в процессе диагностики воспитанников ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Применение новых подходов и методик в процессе диагностики воспитанников ДОУ»
Время работы над темой: сентябрь 2022 г. – май 2023 г.
Источники самообразования :
-методическая литература;
- интернет ресурсы;
- курсы повышения квалификации;
- обмен опытом с педагогами ДОУ и учителями-логопедами.
Актуальность темы.
Публикация «План самообразования „Применение новых подходов и методик в процессе диагностики воспитанников ДОУ“» размещена в разделах
- Диагностика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В связи с ростом количества детей, страдающих речевыми нарушениями, на сегодняшний день очень актуален поиск новых подходов, методик и проб в процессе диагностики воспитанников ДОУ. Логопедическая диагностика ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития и составления коррекционного маршрута. В дошкольном возрасте преобладает игра, как ведущий вид деятельности,в связи с чем актуально постоянно пополнять банк проб и методик, содержащих игровые компоненты. В процессе диагностики важно увидеть все нарушенные сферы развития ребенка, поэтому диагностика должна быть комплексной. Речь – это функция интегративная. Это результат деятельности многих неврологических и психических процессов. Ее нарушение может быть следствием многих проблем. В то время как особенности речевой функции могут указывать на то или иное нарушение развития. Поэтому учитель-логопед должен уметь диагностировать не только речь, но и когнитивную сферу развития. По результатам комплексной диагностики оказание помощи детям с ОВЗ будет содержать не только коррекцию недостатков речи, но развитие когнитивной сферы, а так же создание специальных психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие воспитанников.
Цель: повышение уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области диагностики речевых нарушений и когнитивной сферы воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данному вопросу.
2. Диагностика речевых нарушений путем применения новых методов и приемов.
3. Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;
4. Диагностика когнитивной сферы развития воспитанников, с возможностью дальнейшего развития;
4. Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.
Этапы реализации плана самообразования
Этапы реализации
Подготовительный
Знакомство и изучение практических методов, приемов и проб диагностики, изучение актуальности данной темы.
Практический
Изучение литературы по теме самообразования.
Прохождение курсов Олеси Тарасовой по теме «Диагностика речевых нарушений».
Введение в практику новых методов, приемов и проб диагностики воспитанников.
Разработка консультаций для родителей и педагогов ДОУ.
Проведение открытого мероприятия на методическом объединение учителей-логопедов.
Итоговый
Проведение открытого мероприятия в ранках ДОУ.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Анализ полученных результатов после проведенной диагностики детей.
Перспективный план работы по самообразованию
учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год.
Пробы, применяемые на диагностике разработаны учителем-логопедом Тарасовой Олесей.
Задачи, формы и методы реализации,срок реализации.
Сентябрь
1. Определение темы самообразования.
2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
В течение года
Изучение информации из разных источников по теме.
1. Изучение методической литературы :
1. Маклакова А. Г. «Общая психология»
2. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
3. Быховская А. М. Казова Н. А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н. В. Нищевой)
4. Волкова Г. А. "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи"
5. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
6. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
7. Лисина М. И. «Общение, личность и психика ребенка».
2. Прохождение курсов Олеси Тарасовой по теме: «Диагностика речевых нарушений».
3. Обзор информации в интернете.
Октябрь
1. Изучение методической литературы по теме : Обследование моторной и когнитивной сферы развития ребенка.
2. Применение проб «Пирамидка», Разноцветные слоны
, «Матрешки», «Полоса препятствий» на диагностики воспитанников ДОУ.
Изучение методической литературы :
1. Зимняя И. А. «Лингво-психология речевой деятельности»
2. Крупенчук О. И. «Движение и речь».
3. Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология».
Работа с детьми:
1. Проведение диагностики воспитанников с использованием пробы «Пирамидки».
Цель: проверить уровень сформированности операции классификации и зрительно-моторной координации.
Проба «Разноцветные слоны».
Цель: проверка сформированности операции классификации по цвету.
Проба «Матрешки»
Цель: диагностика сформированности пространственных представлений.
Проба «Полоса препятствий»
Цель: проверка уровня развития общего праксиса и зрительно- моторной координации.
Работа с родителями: Консультация «Результаты диагностики воспитанников логопедической группы ДОУ».
Ноябрь
1. Изучение методической литературы по теме : «Обследование понимания речи».
2. Применение новых проб и методик на практике.
Изучение методической литературы :
1. Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения; 2. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии; 3. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание;
4. Мухина В. С. Детская психология.
Работа с детьми:
1. Применение пробы «Глагольный поднос».
Цель: проверить уровень понимания речи.
2. Применение пробы «Многофункциональный поднос»
Цель: проверить уровень понимания речи, усвоение предлогов, пальцевой и кистевой праксис.
Декабрь
1. Изучение методической литературы по теме : «Грамматический строй речи».
Изучение методической литературы :
1. Безрукова О. А. «Грамматика русской речи»;
2. Леонтьева А. А. «Основы психолингвистики».
2. Применение новых проб и методик на практике.
Работа с детьми:
1. Проба «Фруктовая корзина»
Цель: проверка сформированности словообразования, сформированности категорий рода и числа.
Проба с животными.
Цель: проверка уровня семантического компонента речи.
Работа с родителями:
Демонстрация индивидуальной диагностики воспитанника логопедической группы, с применением изученных проб.
Январь
1. Изучение методической литературы по теме : «Обследование звукопроизношения».
Изучение методической литературы :
1. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений;
2. Кирьянова Р. А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет;
3. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
2. Применение новых проб и методик в процессе промежуточной диагностики.
Работа с детьми:
1. Промежуточная диагностика воспитанников логопедической группы с применением изученных проб.
2. Изучение Пробы «Подарки»
Цель: диагностика звукопроизношения воспитанников, проверка кистевого и пальцевого праксиса.
Пробы «Кукольный домик».
Цель: диагностика звукопроизношения.
Работа с родителями:
Консультация для родителей на тему: «Предупреждение нарушения звукопроизношения».
Февраль
1. Изучение методической литературы по теме : «Речевые нарушения». Изучение методической литературы :
1. Визель Т. Г. «Основа нейропсихологии»;
2. Тарасова О. А. Чернышова Ю. А. «Речевая слуховая агнозия теория и практика»;
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия;
Изучение речевых нарушений: Дизартрия, артикуляционная диспраксия, речевая слуховая агнозия.
Март
1. Изучение методической литературы по теме : «Сенсорная и моторная алалия».
Изучение методической литературы :
1. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия.
2. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.
3. О. Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?».
4. М. Кольцова. Ребенок учится говорить.
Изучение речевых нарушений: Сенсорная и моторная алалия.
Апрель
Обобщение педагогического опыта по теме.
1. Структурирование полученных знаний в процессе изучения материалов.
2. Обмен опытом по теме с учителями-логопедами.
Работа с педагогами:
Выступление на методическом объединение учителей – логопедов по теме: «Сравнительная характеристика ФФНР и ОНР при диагностики речевых нарушений».
Подготовка речевых карт, с учетом новых проб и методик диагностики речевых нарушений и когнитивной сферы.
Май
1. Проведение контрольной диагностики воспитанников логопедической группы с применением новых приемов, методов и проб.
2. Сравнительный мониторинг диагностики, применяемой ранее и диагностики, с внедрением новых проб и методов.
3. Открытое мероприятие для родителей воспитанников.
4. Публикации опыта на сайте ДОУ.
5. Написание отчета о проделанной работе.