Екатерина Зайцева
Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение интеллект-карт
в коррекционно-образовательном процессе ДОУ
Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка»
комбинированного вида г. Орска»
Зайцева Екатерина Петровна
Ввиду своих специфических особенностей проблема развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи становится особенно острой, так как диагностирована она зачастую бывает уже в старшем дошкольном или подготовительном к школе возрасте. Оставлять без должного внимания специалистов нарушения в равитии словаря нельзя потому, что это приводит к более обширным проблемам, среди которых неусвоение обобщающих понятий, нарушения формирования семантических полей и лексического строя речи в целом.
Публикация «Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ» размещена в разделах
Актуальность применения интеллект-карт в коррекционно-развивающем процессе продиктована специфическими особенностями развития функции обобщения у детей с ТНР. Как правило, анализ и обобщение материала у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи затруднена в виду слабого развития логических связей.
Для обобщения материала по лексической теме таким детям необходима визуализация материала, которая помогала бы закреплять пройденные темы и демонстрировать наглядно связи между понятиями.
Опорой в моей работе стали труды таких ученых как А. Р. Лурия, Н. Ю. Борякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, а так же материалы о разработке интеллект-карт Тони Бьюзена и «Применение ментальных карт в учебном процессе» В. А. Литвинова.
Сама по себе интеллект-карта представляет собой графическую схему с определением проблемы (идеи, основной мысли) в центральной части листа. При этом расположение листа тоже имеет огромную роль и должно быть строго горизонтальным (альбомным). Это обусловлено развитием мысли через несколько плоскостей. Вместо стрелок в классической интеллект-карте используются плавные ответвления, которые обозначаются разными цветами.
После определения основной мысли нужно выделить дочерние, второстепенные темы. От второстепенных данных берут начало третичные и так далее. Удобны интеллект-карты тем, что основную мысль можно развивать сколько угодно, продолжая прорисовывать ответвления, добавлять новые логически завязанные данные. Специалисты, освещающие применение интеллект-карт в ДОУ советуют использовать не только схематичные рисунки для визуальной опоры детей, но и вырезание нужных иллюстраций и приклеивание их на саму карту. За минусом такой методики я отнесла бы то, что каждая лексическая тема, оставляла после себя огромные карты, которые нужно было где-то хранить.
Еще одной проблемой применения ителлект-карт к условиям ДОУ стал тот факт, что эта разработка не имеет достаточно широкого использования в образовательном процессе и требует адаптации для детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако, она решает такие задачи, как:
развитие у детей с ТНР аналитико-синтезирующих функций и логического мышления путем расширения семантических полей;
расширение номинативного, предикативного и адьективного словаря детей с ТНР в процессе обобщения лексической темы;
улучшение качества устной речи;
обучение детей с ТНР работе со схемами;
развитие мелкой моторики (дети самостоятельно подготавливают материалы – картинки, стрелки и т. д., пространственных ориентиров.
Тогда я задалась вопросом, как адаптировать применение данной методики чтобы оно стало не только интересным и понятным ребенку с тяжелыми нарушениями речи, но и удобным в использовании педагогом.
На помощь мне пришли фланелеграфы, которые мы используем в своей практике для обучения грамоте. Для основы интеллект-карты я использую фетровое полотно, для отслеживания логических цепочек разноцветные стрелки. Материалы для интеллект-карт готовят дети совместно с воспитателем на занятии или в свободной деятельности по моей рекомендации.
Применение интеллект-карт происходит в процессе обобщения лексических тем на подгрупповом занятии. На индивидуальных занятиях использую интеллект-карты на этапе автоматизации звука. Эта технология дает детям возможность визуально охватить изучаемый материал и закрепить полученные знания.
Для меня, как специалиста интеллект-карта практична тем, что не нужно подбирать множество схем для каждой отдельной деятельности в процессе индивидуального занятия. Все символы универсальны и их применение варьируется исходя из поставленных коррекционных задач.
С применением интеллект-карт дети стали активнее вовлекаться в учебный процесс, активизировались высшие психологические функции (внимание, мышление, память, речь, пассивный и активный словари увеличиваются, что сказывается положительно на уровне общего высказывания. Логико-синтезирующая функция мышления у детей становится более развитой. Это отражается на общем уровне мышления детей.