Наталья Анатольевна
План самообразования «Работа учителя-логопеда по поликультурному воспитанию дошкольников с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования на 2023–2028 годы
Тема: «Работа учителя-логопеда по поликультурному воспитанию дошкольников с ТНР средствами народного эпоса, музыки и живописи»
Обоснование выбранной темы:
Современные реалии таковы, что практически каждый человек цивилизованного мира живёт и развивается в поликультурном пространстве. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать не только осознанию своих корней и привитию патриотических ценностей, но и внушению терпимости и уважения к людям других культур.
Публикация «План самообразования „Работа учителя-логопеда по поликультурному воспитанию дошкольников с ТНР“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Поликультурное образование - это процесс формирования у детей представлений о многоликости мира и своей страны; привития положительного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур.
Поликультурность современного образования развивается на основе общегуманистических и педагогических идей человечности, равноправия, толерантности и способствует воспитанию детей в духе уважительного и положительного отношения к ценностям разных этносов.
Понятие «поликультурность» означает образовательное пространство, в котором языковое, культурное и духовное разнообразие. В результате понятие поликультурно образованной личности предполагает понимание и принятие ею языка, культуры другого народа.
Анализ подходов российских ученых к определению содержания поликультурного образования показал, что оно должно отвечать следующим критериям: 1) отражение в учебном материале гуманистических идей; 2) характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; 3) раскрытие в культурах российских народов.
К средствам поликультурного воспитания можно отнести устное народное творчество, общение с представителями разных национальностей, блюда национальной кухни, живопись, музыку, мультфильмы, художественные и документальные фильмы, мультимедийные технологии и др.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов народов живущих в Татарстане и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
• в законе Российской Федерации «Об образовании»;
• в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают грамматикой родного языка обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Первые годы жизни ребенка с ТНР важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.
Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста с ТНР патриотизм должен определяться, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Цель: «Разработать систему работы по формированию поликультурного воспитания дошкольников с ТНР средствами народного эпоса, музыки и живописи»
Задачи:
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- знакомство и приобщение детей с ТНР к языку, литературе, истории своей малой Родины;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- воспитание бережного отношения к национальным ценностям;
- развитие умений и навыков взаимодействия между носителями разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
- формирование понимания важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в ДОУ работе по поликультурному воспитанию.
В МБДОУ задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО.
План работы по теме :
•Определить последовательность, методы и приемы работы по формированию поликультурного воспитания дошкольников;
•Составить перспективный план по формированию поликультурного воспитания дошкольников;
•Разработать конспекты занятий учителя-логопеда на два года обучения по приобщение детей с ТНР к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий;
•Сформировать методическое обеспечение для формированию поликультурного воспитания дошкольников; подбор упражнений, подбор наглядного материала, подбор схем, словесный материала и т. д.
•Апробировать план работы по формированию поликультурного воспитания дошкольников с ТНР на практике;
•Провести итоговые мероприятия по формированию поликультурного воспитания дошкольников.
Работа строится на основе следующих подходов:
- вовлечение воспитанников в разнообразные виды деятельности (познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);
- интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);
- использование взаимодействия в системе «педагог - ребенок – родитель»;
- осуществление воспитательной работы на основе мордовской культуры.
Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.
Средства реализации:
- устное творчество;
- художественная литература;
- игры, игрушки и национальные кукла;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыка.
Реализация деятельности осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.
Формы и методы:
- наглядный дидактический материал, костюмы, атрибуты;
- ориентация на индивидуальные особенности детей;
- куклы в национальных костюмах;
- посещение мини музеев, музеев;
- технические средства обучения (интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр)
Направление работы Мероприятия Сроки
Научно-исследовательская работа по проблеме 1. Изучение научно-методической, учебной литературы
План изучения темы :
1. Изучение культуры и традиций разных народов.
2. Ознакомление с материалом о разных этнических группах и приобщение к сокровищнице иной культуры. В течение
2023-2024
учебного
года
Практическая деятельность • Определить последовательность, методы и приемы работы по формированию поликультурного воспитания дошкольников;
• Составить перспективный план по формированию поликультурного воспитания дошкольников;
• Разработать конспекты занятий учителя-логопеда на два года обучения по приобщению детей с ТНР к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий;
• Сформировать методическое обеспечение для формирования поликультурного воспитания дошкольников; подбор упражнений, подбор наглядного материала, подбор схем, словесный материала и т. д. 2023-2024
2024 - 2025 учебные годы.
Практическая деятельность 1. Апробация составленного плана работы с детьми :
• Основная форма работы – подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
• Упражнения, игры, направленные на формирование поликультурного воспитания, включаются в любое занятие как элемент игры, своеобразной физкультминуткой. Закреплять полученные навыки не только в слухоречевой, но и зрительной памяти детей.
2. Коррекционно - логопедическую работу проводить используя следующие основные приемы:
• обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
• выяснение отношений между предметами и картинным материалом;
• построение предложений по образцу с использованием графических схем;
• усвоение выражений на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.
3. Знакомство дошкольников с ТНР с поликультурными ценностями проводить по следующим этапам:
• развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, татарских традициях, культуре;
• воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, большой и малой Родине.
• формирование знаний у детей этнокультурных традиций разных народов (сказки, попевки, песни, хороводы, пляски, игра на детских музыкальных инструментах, подвижные игры разных народов и т. д.).
4. Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по формированию этнокультурных традиций у детей дошкольного возраста.
5. Пополнить картотеку речевого материала играми по теме. 2023- 024
2024 2025
2025–2026
2026-2027
2027-2028
учебные годы.
На последнем родительском собрании
Творческое сотрудничество с коллегами 1. Организация консультаций, семинаров, тренингов, семинаров-практикумов педагогических советов для реализации программы деятельности МБДОУ по поликультурному образованию;
2. Подбор дидактических материалов для организации работы с дошкольниками по поликультурному воспитанию;
3. Повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию :
- консультации: «Этика профессионального поведения в учреждении», «Приобщение детей к основам национальной культуры через знакомство с играми, песнями, танцами», «Знакомство с национальной одеждой»,
- семинар-практикум: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»,
- педагогический совет в форме круглого стола: «Создание социокультурного пространства в ДОУ»,
- тематический контроль: «Социокультурное пространство в каждой возрастной группе»,
- смотр-конкурс «Уголок поликультурного воспитания в моей группе». В течение
2023 - 2024
2024 - 2025
2025 – 2026
2026 - 2027
2027 - 2028
учебных лет.
Творческое сотрудничество с родителями 1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
2. Создание атмосферы общности интересов;
3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
4. Объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания дошкольников :
- Подготовить буклеты для родителей.
- Оформить фотовыставку для родителей.
- Побуждать родителей стать активными участниками педагогического процесса: принимать участие в проведении тематических праздников, в реализации творческих проектов, в изготовлении атрибутов в мини музей, в украшении групп к праздникам «Новый год», «Навруз», «Рождество», «Пасха», «Масленица», «Курбан Байрам» участие в играх, активно обсуждать вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Повышение квалификации на курсах НИРО Согласно плана – графика
В 2024 году
В 2027 году
Участие РМО Тренинг для педагогов ДОУ.
В 2025-2026
учебном году
Подведение итогов самообразования 1. Выступление на курсах повышения квалификации:
2. Выступление на заседаниях РМО.
3. Презентация игр.
4. Разработать занятия коррекционной работы за 2 года.
5. Составить картотеку игр, пособий по теме. В течение 2023-2028 учебного года
Литература:
1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022.
2. .Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Проспект, 2013. – 160 с.
4. Зарипова З. М Учебно-методические комплекты (УМК) «Говорим по-татарски».
5. Шаехова Р. К Региональная образовательная программа «Сеенеч. Радость познания».
6. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)., Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006.
7. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольника. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. -М. : Мозаика-синтез, 2010. - 64 с.
8. Забровская, О. В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада / О. В. Забровская // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08.
9. Ушакова, О. С. Развитие речи и речевого общения / Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 1994. - 287 с.
10. Трифонова О. Н. Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии. Пособие для логопеда. / Издательство, Владос, 2018