ольга савинова
План самообразования «Развитие речи с помощью дидактических, словесных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на 2018– 2019 г. г.
Выполнила: воспитатель Савинова О. Д.
Тема: «Развитие речи с помощью дидактических, словесных игр»
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
Публикация «План самообразования „Развитие речи с помощью дидактических, словесных игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Словесные игры
- Темочки
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано:
1. с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения,
2. из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.
Так как я в основном работаю с детьми старшего дошкольного и подготовительного возрастов и уже вот – вот дети пойдут в школу, имена эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Но не смотря на то, что этот возраст вроде как «большие», все же главное – это игра, это то, что ни когда не надоест, занимательна и познавательна. Поэтому я решила более подробно изучить роль дидактически игр в речевом развитии. Основная особенность дидактических, словесных игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей, эти игры развивают :
1. развивает речь детей
2. пополняет и активизирует словарь
3. формирует правильное звукопроизношение
4. развивает связную речь
5. умение правильно выражать свои мысли
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, и надо как можно больше изучить данный вопрос для дальнейшей плодотворной работы.
Цель работы по самообразованию : Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме
2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек
5. Составление картотек дидактических игр и словесных игр по развитию речи
6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, словесных, сборник консультаций)
7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
№ Темы Сроки
выполнения Форма отчётности
1 ЭТАП - информационно-аналитический
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
Изучение литературы дидактических и словесных игр методики и технологий педагогов по данной теме
Изучать опыт коллег по использованию дидактических и словесных игр для развития речи детей
В течение года
Список изученной литературы
Мониторинг по речевому развитию
«Авторская дополнительная образовательная программа по обучению детей чтению «Читайка»
Использование дидактической и словесной игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь Информационный лист в виде таблицы с результатами
Публикация материала в сетевом издании «Спутник педагога». Свидетельство о публикации №АЕ0102
Конспект образовательной деятельности
Оформление папки - передвижки на тему: “Дидактические и словесные игры для развития речи»
Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи
Изучение темы «настольно – печатные игры» Ноябрь
В течение года
Февраль Папка - передвижка
Картотека песен, мультфильмов
Дидактические, настоль – печатные игры
2 ЭТАП — внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Участие родителей в изготовлении дидактических и словесных игр и демонстрационного материала
Составление плана по самообразованию
“Дидактические и словесные игры для развития речи»
«Говорим правильно»
«Психологическая готовность ребенка к школе», «Как развивать любовь к чтению» С сентября по май
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь Картотека дидактических игр
План работы по самообразованию
Оформление папки - передвижки
Консультация для родителей
Памятка для родителей
Игры и упражнения для развития речи детей.
Декабрь
Составить картотеку
Участие во всероссийских и региональных интернет – конкурсах (работы детей, конспекты образовательной деятельности и т. д) В течение года
Сертификаты или дипломы
«Использование речевых дидактических игр в работе с детьми»
«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»
«Литературные произведения для родителей»
Январь
Выступления из опыта работы
Консультация для воспитателей
Консультация для родителей
Разучивание чистоговорок
Подборка сюжетных и предметных картинок для рассказывания
февраль
Использование их в образовательной деятельности
Использование картин для индивидуальных бесед
«Использование речевых дидактических игр в работе с детьми»
«Какое богатство мудрость и доброта - рассыпано по книгам во все времена» Март Размещение материала по опыту работы на сайте
Деловая игра с педагогами
Подготовка детей к конкурсу чтецов к дню рождения Г. Тукая Апрель
«Загадай загадку – нарисуй отгадку»
Май
Совместное творчество детей и родителей
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
7 Самоанализ проделанной работы Апрель Выставка картотеки игр.
8 Итоговая диагностика
Отчет работы по теме самообразования.
Май
Информационные листы в виде таблицы с результатами
Предполагаемый результат:
1. Переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения
2. Желание улучшить образовательный процесс
3. Активно использовать игры в речевом развитии
Литература:
1. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
2. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет».
3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007
4. Воспитание детей в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 2003. – 136 с.
5. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.