Екатерина Мамышева
План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования на тему
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Публикация «План самообразования „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические подходы
Изучение методической литературы Сентябрь -май 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Работа с детьми
Октябрь Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок».
Ноябрь Театрализованная постановка.
Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Декабрь Заучивание стихотворений к празднику «Новый год» Рассказывание стихотворений на утреннике посвященному «Новому году»
Февраль Частушки и потешки про масленицу
Праздник «Широкая масленница»
Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Работа с семьей Декабрь Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Разработка папки передвижки на тему.
Февраль Семейные разработки книжек- малышек с детскими загадками, потешками, прибаутками, песнями, скороговорками, пословицами, поговорками, считалками и т. д.
Апрель Совместное творчество детей и родителей.
Семейный конкурс рисунков «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Самореализация Март Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.
Предполагаемый результат: В процессе ознакомления детей с устным народным творчеством будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, благодаря пальчиковым игр на основе русских народных потешек. Будет готовить руку ребенка к письму, а самое главное повысится уровень развития речи детей. Ведь главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Литература:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.