Ирина Красильщикова
Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Ирина Красильщикова
Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений
Вопросы развития связной речи детей изучались в разных аспектах: психологическом, логопедическом, психолингвистическом, такими педагогами, как А. М. Бородич, Э. П. Короткова, А. П. Усова, К. Д Ушинский, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, Л. С. Выгодский, А. А. Лернтьев и многие другие. Определяя понятие связной речи, необходимо понимать любую единицу речи. Как следствие данного определения, следует, что каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.
Публикация «Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др. характеризуют связную речь, как высшую форму мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Анализ литературных источников позволил сделать вывод, что понятие «связная речь» можно отнести как к диалогической, так и к монологической формам речи.
По мнению В. П. Глухова диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, не смотря на различия. Монологическая речь органически вплетается в диалогическую в процессе общения. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание [1]. По мнению В. П. Глухова связность речи включает развитие таких умений, как:
-умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике);
-повествование (динамика событий в движении и времени);
- умение рассуждать (установление причинно-следственных связей).
Многие исследователи (И. Р. Гальперин, С. И. Гиндин, Т. М. Дридзе, Л. П. Доблаев, Г. А. Золотова, Л. А. Киселев, Г. В. Колшанский и др.) отмечают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладение рядом языковых умений:
- соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели;
- строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;
- отбирать адекватные лексические и грамматические средства;
- пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации;
- соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств [2].
Рассматривая развитие речи дошкольников в онтогенезе, можно отметить, что диалог появляется у ребенка значительно раньше монолога. Первые попытки общения проявляются в виде ответа ребенка на обращения взрослого: отдельные звуки, движение глаз, поворот головы, улыбка. К зарождению диалога можно также отнести и требования со стороны ребенка к удовлетворению его основных жизненных потребностей: пить, кушать, спать, играть.
Рассматривая поэтапно развитие связной речи ребенка дошкольного периода, наблюдается, что после 3 лет интенсивно начинает развиваться фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни.
Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка становится более сложной. Он начинает строить предложения уже в среднем из 5-6 слов, использует в речи предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения., ребенок способен легко запоминать и рассказывать стихи, сказки, передавать содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает проговаривать свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. Детям становятся доступны такие виды монологической речи, как простое описание предмета и повествование. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь.
С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью. В этот период времени оканчивается процесс фонематического развития речи. Происходит осмысление морфологического, грамматического и синтаксического устройства языка [2]. Высказывания ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ. Дети этого возраста очень любознательны и активно интересуются многими вопросами, поэтому их часто называют - дети- «почемучки».
Развитие навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей. Это одновременно способствует совершенствованию речевого развития ребенка. Как отмечает Л. П. Федоренко: «Чтобы дети могли понимать связную речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями». [3]
Речь ребенка в дошкольном периоде как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым.
С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста — связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний.
Таким образом, связная речь – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.
Дидактические упражнения на развитие монологической речи
детей старшего дошкольного возраста
1. Упражнение «Мишкины картинки»
Цель: Упражнять детей в умении подбирать образные слова для ха-рактеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки элементами модели.
Материал: предметно-схематические модели для описания объектов; картинки отражающие особенности внешнего вида, образ жизни и поведение животных; игровой персонаж Мишка.
Описание упражнения. Воспитатель говорит:
- Мишка получил письмо, вот оно. (Показывает элементы модели.) Письмо в картинках. Мишка не может его прочитать. Поможем Мишке? О ком это письмо? (По первой картинке дети узнают, что письмо о кошке.) Теперь надо прочесть, что написано о кошке, что нарисовано, на этой картинке. (Показывает вторую карточку модели.) Найдите эти факты на картинках, разложенных на столе.
Играющие отбирают те картинки, которые, по их представлению, соответствуют элементам модели. Выигрывает тот, кто подобрал больше картинок и придумал более точные и образные слова для письма.
Затем воспитатель объединяет все выбранные детьми картинки в ряд под карточкой (элементом модели) и вместе с детьми читает письмо, адресованное Мишке, начиная с первой картинки (с изображения кошки). Аналогично подбираются и выкладываются картинки к следующим карточкам-моделям.
Подводя итог, обращается внимание на то, как много фактов может обозначить одна карточка.
2. Упражнение «Нарисуем портрет»
Цель: Закреплять у детей представления об описании и его структурных элементах используя схематическую модель; учить определять недостатки описания.
Ход упражнения. — Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит нарисовать портрет своего друга. Дети, спросите, какой он? (Дети спрашивают.)
Незнайка. Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший.
- Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли представить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Что вы еще хотели бы узнать? (Надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)
Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи: сколько признаков вы назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и действия, которые выполняет наш персонаж. Не все их можно нарисовать карандашом или мелом, но мы можем дать словесное рисование, то есть не только описать, какой друг у Незнайки, но и рассказать, какой у него характер, чем он отличается от других мальчиков и что умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с яркими звездочками или с васильками, то это будет художественное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образным, вы должны на-учиться подбирать разные сравнения и определения к словам. Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажите, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На что похожи желтые листья? (На золотых рыбок, которые плавают в воде. Они как золотые рыбки.) Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.
3. Упражнение «Магазин игрушек»
Цель: Учить составлять описательные рассказы по схеме; группировать предметы по одному признаку, развивать речь, творческое воображение.
Материал. Игрушки: мяч, машинка, пирамидка, цыплёнок, петушок, колобок, шарик, домик, лягушка; схема описания игрушки (Ткаченко).
Ход упражнения. - Ребята, хотите пойти в магазин? Этот магазин необычный. Он игрушечный. В нём можно купить любую игрушку. В нашем магазине надо рассказать продавцу об игрушке, которую вы хотите купить, и продавец сразу вам её отдаст. Посмотрите, как много игрушек в нашем магазине. Все игрушки разного цвета. Давайте рассмотрим игрушки по цвету: Красный мяч – красная машина. Жёлтый цыплёнок – жёлтый колобок. Зелёная игрушка – зелёная пирамидка. Синий шарик – синий домик. (Делаем вывод, что все игрушки разного цвета, и каждая игрушка имеет свой цвет).
- А ещё чем отличаются игрушки? (Одни игрушки большие, другие маленькие). Группируем игрушки по величине. А ещё все игрушки можно разделить по форме. Круглый мячик, шарик, колобок, цыплёнок. Треугольные: пирамидка. Прямоугольные: кубик, машина. Сложная форма: домик. А ещё, все игрушки сделаны из какого – либо материала. Игрушка из дерева – деревянная, игрушка из железа – железная, игрушка из резины – резиновая, игрушка из пластмассы – пластмассовая. А ещё игрушками можно по – разному играть. (дети рассказывает, как можно играть с игрушками).
- Вот мы с вами и составили схему (показываем). Чтобы описать игрушку, надо рассказать: какого она цвета, какой формы, какого размера, из какого материала сделана, как ею можно играть. Мы рассмотрели все игрушки в нашей витрине. Попробуйте догадаться, какую игрушку я сейчас себе куплю: она зелёного цвета, маленькая, круглая, сделана из резины, она прыгает и квакает. Вы догадались? (Это лягушка). Теперь вы знаете, как купить игрушку в нашем магазине. Надо рассказать о ней. Продавцы в этом магазине тоже будут необычные – это будите вы сами. Кто из вас первым пойдёт покупать игрушку?
Дети рассказывают об игрушках (пользуются схемой) «продавец» отгадывает, что это за игрушка, и покупатель становится «продавцом» следующей игрушки. Магазин закрывается, когда все игрушки будут «проданы».
4. Игровое упражнение «Выбери начало»
Цель: Закреплять у детей представление о структуре повествова-тельного текста, о его первой части — начале используя предметную модель.
Ход упражнения. Детям читают рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.
-Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и т. п.) Сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т. п.)
Детям предлагается модель рассказа: поезд, состоящий из трех вагончиков -начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети составляют из них последовательность изложения.
Затем детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны мес-тами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером Катя и Варя должны были мыться в ванне. Вышла у них ссора, кому прежде влезть».
- Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа.) Дети составляют из вагончиков последовательность рассказа.
5. Упражнение «Волшебный телевизор»
Цель: развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое.
Ход упражнения: Детям предлагают посмотреть телевизор, объясняя:
-Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение». (Иллюстрации к сказкам, придуманным детьми и склеенные в ленты, демонстрируются по «телевизору»).
Список использованных источников и литературы
1. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. —Москва: АРКТИ, 2004.— 168 с. (Библиотека практикующего логопеда).
2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. —Москва: Медицина, 1990, - 266 с.
3. Федоренко, Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко. —Москва: Просвещение, 1977,—276 с.
4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. —Москва, 1981,—360 с.
5. Ушакова, О. С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное воспитание. 1972 г. № 9,—126 с.
6. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. —Москва: ВЛАДОС, 2004,— 277 с.