Юлия Ермакова
План саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №1 «Петушок» г. Богородска
План
профессионального саморазвития
воспитателя
Ермаковой Юлии Николаевны
на 2016 – 2017 учебный год
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Содержание
1. Пояснительная записка …. 3
2. Цели и задачи …. 4
3. Этапы изучения темы…. 5
Публикация «План саморазвития „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
4. Источники самообразования… 5
5. План мероприятий по реализации поставленных целей и задач…. 6
6. Приложение…8
Пояснительная записка
Актуальность темы.
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста : в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности:
- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
- дети слабо владеют познавательными действиями.
Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума. Все это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной темы.
Выявленная проблема.
Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи ребенка, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.
Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.
Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Прогнозируемый результат.
Я предполагаю, что сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:
- подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;
- создание развивающей среды в группе детского сада.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, применение полученных знаний в практике.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития.
2. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
4. Наполнить предметно – развивающую среду дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие детей.
5. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
6. Повысить уровень знаний родителей по вопросам сенсорного развития младших дошкольников.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Этапы изучения темы.
Информационный - Изучение психолого – педагогической и методической литературы.
– Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
- Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
- Анкетирование родителей.
Технологический - Разработка планирования.
- Создание предметно – развивающей среды.
Практический - Применение знаний на практике.
Итоговый или результативный - Консультации для родителей.
- Открытые просмотры для педагогов в виде оформления материалов из опыта работы.
- Проекты.
Источники самообразования
1. Артемова, Л. В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. — М. : Просвещение, 1992.
2. Белкина В. Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13.
4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. -М. :Педагогика-Пресс,1999.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008.
7. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007.
8. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст : сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5.
9. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996.
10. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж. : Учитель, 2006.
11. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд. / Поддъяков Н. Н., Аванесова В. Н. – М. : Просвещение, 2001.
12. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М. :Просвещение,1990.
13. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.
14. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005
15. Шамеева О. Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016.
16. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ. /Х. Р. Шиффман. -5-е изд. -СПб. :Питер,2002.
Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/
https://www.maam.ru/detskijsad/
https://infourok.ru/
https://www.moi-detsad.ru/
https://www.ivalex.vistcom.ru/
https://detskiy-sad.com/
План мероприятий по реализации поставленных целей и задач
Год Содержание работы
Время
проведения Форма
отчета
2016 2017 Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. В течении года Список использованной литературы
2016 2017 Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. В течении года Наличие игр по сенсорному развитию
2016 Подготовка анкет к анкетированию Ноябрь Анкета
2017 «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры» Январь Консультации
2017 Подготовка анкет к анкетированию родителей. Февраль Анкета
2017 Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику» Апрель
Протокол собрания
2016 2017 Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию. В течении года
Информация в уголке для родителей - папка
2016
Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста. Сентябрь Перспективный план
2017 Сбор фотоматериала. Март Фотоотчет
2017 Выпуск памяток для родителей «Как развивать у ребенка сенсорное развитие посредством дидактических игр» Апрель – май Памятки
2017 Обобщение опыта работы по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» и представление его творческого проекта для родителей и педагогической общественности. Май Проект
\
Приложение №1.
Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
Уважаемые родители!
В рамках изучения с детьми темы» "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада посредством дидактических игр" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте :
а) считаю нужным
б) не считаю нужным
в) затрудняюсь ответить
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :
а) да
б) нет
в) не знаю
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании :
а) информация отсутствует;
б) есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
в) я не обращаю внимание на информацию;
г) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
д) наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
а) высокий;
б) средний;
в) низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию :
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
Спасибо за сотрудничество!