Курышова Наталия Николаевна
Отчет по теме самообразования «Формирование словарного запаса у детей 3–4 лет с помощью игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
2017-2018 учебный год
Я, Курышова Н. Н работаю на группе младшего возраста.
Начала работы над темой сентябрь 2017г.
Окончания работы май 2018г.
Тема: «Формирование словарного запаса у детей 3–4 лет с помощью игр и упражнений»
Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
Публикация «Отчет по теме самообразования „Формирование словарного запаса у детей 3–4 лет с помощью игр и упражнений“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Расширять и обогащать речевой опыт ребенка.
2. Развитие связной речи.
3. Воспитывать активность детей в игровой деятельности.
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО особую
актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного
возраста,не сформирован словарный запас. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с
взрослыми. Каждый ребенок должен научиться в детском саду
содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно
излагать свои мысли.
В последнее время дети стали меньше общаться с взрослыми и
сверстниками. Большую часть времени они проводят за игрой в компьютер и просмотром телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают. Анализируя данные педагогической диагностики в младшей группе, я пришла к выводу, что
более 50% воспитанников имеют нарушения речевого развития,слабый словарный запас.
Целью моей работы по самообразованию в 2017- 2018 году было:
Повышение теоритического уровня профессионального мастерства и
компитентности.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Обогащать активный и пассивный словарь детей по различным
лексическим категориям;
2. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе
обогащений представлений о ближайшем окружении;
3. Изучить способы, методы и приемы активизации речи детей;
4. Повысить собственный уровень знаний путем изучения
соответствующей литературы, изучения методов и технологий педагогов в Интернете;
5. Объединить усилия педагога и родителей в работе по речевому
развитию детей и словарному запасу.
Поставив перед собой цель и задачи я начала работу по следующим
направлениям:
• изучение литературы;
• работа над созданием развивающей предметно-пространственной среды и
изготовлением наглядно – демонстрационного и методического материала;
• НОД с детьми;
• совместная деятельность с детьми;
• взаимодействие с родителями и с педагогами.
В процессе работы по самообразованию, яизучила методическую литературу :
Литература
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2004.
7. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М. : Мозаика – Синтез, 2014 г.
8. Н. Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М. : Скрипторий 2003, 2013 г.
9. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт. -сост. : Леонтьева М. С. – Саранск 2014. – 58 с.
10. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год.
11. Додокина Н. Д., Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год
12. Интернет
В своей работе я использовала следующие методы словарной работы :
Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с
окружающим миром и обогащение словаря)
• непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря :
рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры
помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
• опосредованное ознакомление с окружающим и
обогащение словаря : рассматривание картин с малознакомым
содержанием, чтение художественных произведений, просмотр телепередач.
Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие
его смысловой стороны :
• рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
• дидактические игры,
• чтение художественных произведений,
• словарные упражнения.
Работа с детьми осуществлялась в разнообразной деятельности: НОД
(согласно календарному плану, наблюдения, игры (дидактические,
подвижные с текстом, хороводные, словесные, сюжетно-ролевые,
пальчиковые, беседы, чтение художественной литературы, артикуляционная гимнастика, чистоговорки, разучивание стихов, песен, потешек, слушание аудиозаписей, демонстрация картин и иллюстраций,показ способов действий.
Привлекая детей и родителей, стала пополнять и расширять
предметно-пространственную среду:
• - это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки,
скороговорки;
• - дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;
• - иллюстрации: предметные и сюжетные картины,
Всё это привлекло внимание детей.
На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на
прогулках проводила различные игры и упражнения по формированию у
детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т. д.
Уделяла болшее внимание играм с предметами, игрушками,
природным материалом и пр. Настольные печатные игры и словесные игры -
все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря
дошкольников. Многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.
Детям давала предметы, резко отличающиеся друг от
друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные
различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называли
одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. Например,
дидактическая игра: «Что лишнее?».
Учитывая индивидуальные особенности детей, организовала в группе
центр по развитию речи: театрализованный уголок, дидактических и
речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использовала проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты.
Обогащение и активизация словаря детей 3-4 лет происходит во время
прогулки и экскурсии. В процессе наблюдения за животными, птицами,
растениями, насекомыми и людьми. Дети знакомились с понятием живой -
неживой природы.
Словарная работа с детьми, предполагает освоение слов,
обозначающих видовые и родовые обобщения. Формировала родовые
понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом
особо значимым становилось умение самостоятельно находить
существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи.
Детям нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д.
Для развития активной речи ребёнка сопровождала действия ребёнка
словами и побуждала его к проговариванию. Важно, чтобы ребёнок
стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В
этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше
запоминается и отражается в речи.
Успешную работу с детьми по развитию речи и формированию словарного запаса невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Были разработаны рекомендации и памятки для родителей по обогащению и расширению активного словаря детей.
В результате проделанной работы к концу учебного года большинство
детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на
вопросы. У детей повысилась речевая активность, увеличился словарный
запас. Дети интересуются окружающим, общаются со сверстниками,
пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием и
прощанием, знают много стихов, потешек, песен и с удовольствием их
рассказывают. Пополнилась предметно-развивающая среда группы.
Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития
дошкольников.
В дальнейшем в своей деятельности планирую продолжить работу поформированию словарного запаса у детей и развитию речи, больше внимания уделять современным подходам к воспитанию детей, инновационным методикам и новинкам методической литературы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Ртищево Саратовской области
Отчет по теме самообразования
Тема: «Формирование словарного запаса у детей 3–4 лет с помощью игр и упражнений»
Воспитатель :Курышова Н. Н