Екатерина Полякова
План самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Начата работа над темой: сентябрь 2015 г.
Предполагаемые сроки окончания работы над темой: май 2016 г.
Актуальность темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас).
Цель самообразования по теме : создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи самообразования :
1. Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастики.
5. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
6. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приё мов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
План работы по самообразованию
Подготовительный (сентябрь – октябрь)
1. Изучение литературы
2. Составление перспективного плана работы;
3. Создание условий для эффективного использования игр;
4. Подбор дидактического материала и игр;
5. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеки игр на развитие дыхания, артикуляционной гимнастики.
6. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.
Практический
(ноябрь – апрель)
1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
• Массаж кистей рук.
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
• пальчиковый театр.
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манке.
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО.
• рисование по трафаретам.
• дорисовка (по принципу симметрии).
• Шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки.
2. Проведение дидактических игр и игр-занятий.
3. Подготовка брошюр для родителей по теме «Сенсорное воспитание ребенка»;
4. Консультация для родителей «В чем польза пальчикового театра?»
Заключительный
(май) 1. Провести анкетирование родителей на тему: «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека».
2. Выступление на педсовете.