Галина Николаева
План самообразования «Использование музыкально-дидактических игр при формировании музыкальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №254 комбинированного - вида»
Ново - Савиновского района г. Казани
План самообразования на 2022-2027 г.
Николаевой Галины Павловны
«Использование музыкально - дидактических игр при формировании
музыкальных способностей дошкольников»
Публикация «План самообразования „Использование музыкально-дидактических игр при формировании музыкальных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка для меня – музыкального руководителя, является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств личности ребенка. Главная задача воспитания детей - развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой музыкальной деятельностью. Музыка и игра — одно из ярких средств воспитания, где решаются проблемы воспитательного процесса ребенка: корректируется характер, воспитывается сосредоточенность и прививается чувство прекрасного.
Музыкально - дидактическая игра требует внимания, серьезного настроя, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения и поиска ответа, обоснованный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение музыкальных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе музыкальных игр и упражнений с занимательным музыкальным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие музыкальных представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является:
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста музыкальных представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
• составить подборку музыкально - дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию музыкальности у детей дошкольного возраста;
• использовать разработанный материал на занятиях музыки с детьми дошкольного возраста;
• активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
• обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, ритмически сопоставлять, анализировать).
Ожидаемый результат:
• активизация музыкально - познавательного интереса дошкольников;
• развитие внимания, памяти, ритма, воображения, логического мышления;
• формирование элементарных музыкальных навыков.
Этапы работы по самообразованию 2022-2027 годы
№ п/п Раздел плана Сроки Формы работы Практическая деятельность
1. Подготовительный.
Аналитико-диагностический этап 2022-2023 учебный год
1. Изучение нормативных документов в педагогической деятельности: конвенция о правах ребёнка, закон об образовании РФ.
2. Изучение ФГОС ДО, профессиональных стандартов.
3. Изучение методической литературы:
Морозова Елена Ивановна «Осенние праздники в детском саду», Донецк, 2007 г. ;
Анисимова Г. И. «Сто музыкальных игр для развития дошкольников»,2005г. ; Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»,2000г. ; Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников», Просвещение1982г. ; Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», Просвещение 1990г.
1. Разработка перспективного плана для подготовительной к школе группы.
2. Пополнение музыкально - дидактических игр на усвоение понятия «Ритм» : «Мелодия», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные палочки».
3. Оформление папки-передвижки
«Музыка в жизни ребенка»
4. Оформление методической папки материалов.
5. Пополнение музыкально -дидактических игр на развитие количественных представлений: «В лес за грибами», «Листики в корзине», «Ритмические загадки».
2. Основной. Практический этап. 2023-2025 учебные года
1. Определение целей и задач по теме: «Использование музыкально - дидактических игр при формировании элементарных ритмических представлений у дошкольников».
2. Оформление авторских методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).
3. Разработка картотек игр по ФГОС.
4. Подготовка презентации по ФГОС «Занимательное путешествие в страну Волшебной музыки».
5. Пополнение педагогической копилки демонстрационным и раздаточным материалом.
6. Разработка перспективного плана для старшего дошкольного возраста по выбранной теме.
8. Разработка конспектов НОД для младшего дошкольного возраста :
"В гости к бегемотику", «Волшебный теремок», «Играем и поём».
9. Работа над модернизацией музыкально-ритмической среды в группе.
10. Работа с родителями.
11. Выступление на районных методических объединениях.
12. Составление картотеки игр по развитию представлений о ритмическом рисунке.
13. Разработка конспектов НОД для старшего дошкольного возраста :
"Цветик – семицветик»,
«Путешествие в город Скрипичного ключа», «Удивительная мелодия».
14. Создание презентации «Использование занимательного игрового материала при формировании музыкальности дошкольников».
15. Консультация для родителей «Двухполушарное развитие ребенка дома с использованием пяти барабанов».
16. Проведение семинара-практикума в рамках дня открытых дверей для жителей микрорайона
«Играем дома в музыкально - дидактические игры».
1. Создание Лэпбука «Музыкальная страна».
2. Пополнение развивающей музыкально-развивающей среды группы дидактическими играми : «Скрипичный ключ и его детки», «Найди ритм к песне», «Ступеньки и нотки».
3. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для музыкально - образовательной деятельности:
«Ноты», «Коврики нот», «Барабаны». «Музыкальные палочки».
4. Фотовыставка «Первые шаги в музыкальном мире».
5. Проведение открытого занятия – для родителей на тему: «Путешествие в лес».
6. Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ребенка дома с использованием музыкальных палочек».
7. Оформление наглядно-иллюстративного материала для занятий по возрасту детей.
8. Создание уголка «Музыка и мы».
9. Проведение консультации для родителей на тему «Роль музыкально - дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
10. Изготовление развивающее пособие на примере игры «Смотрю, выбираю, беру, играю».
10. Проведения мастер класса для педагогов ДОУ на тему : «Формирование музыкальных способностей представлений через использование музыкально -развивающих игр».
11. Изготовление музыкально -дидактических игр по закреплению понятия «ритм».
12. Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».
13. Оформление выставки : «Музыкальные игры для дошкольника».
3. Заключительный этап. Обобщение. 2026-2027 учебный год. 1. Распространение опыта своей работы по использованию музыкально - дидактических игр при формировании музыкальности у дошкольников.
2. Внесение корректировки в перспективный план по всем возрастам.
3. Участие в работе МО и в проведении методических семинаров и научных конференциях по теме самообразования.
4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
1. Подведение итогов.
1. Создание презентации «Использование занимательного игрового материала при формировании музыкально - ритмических представлений у дошкольников».
2. Показ открытых занятий родителям и педагогам района.
3. Выставка пособий, наглядного материала, музыкально -дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.