Березина Надежда
План работы по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО: Березина Надежда Анатольевна
Специальность: воспитатель
Место работы : МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»
Стаж: 24 года
Образование: Высшее педагогическое
Дата начала работы над темой : 2018 учебный год
Дата окончания работы : 2020 учебный год
Тема по самообразованию : «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Публикация «План работы по самообразованию „Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Образовательная область: социально - коммуникативная
Форма самообразования : индивидуальная
Цель:
•изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
•выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
•определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств, в процессе специально организованной деятельности детей;
•приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью сказок;
Введение
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное - становится доступным, нереальное - реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку, получаются замечательные развивающие обучение.
Актуальность выбранной темы:
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети дошкольники остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Формы работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год
План работы
1 Изучения научной и методической литературы.
-.Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез 2014
-. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002.
-. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. М., 2005г ДОО Сен-рь 2019
Пред-й результат:Повышение теоретического, научно-методического уровня
2 Ознакомление с передовым опытом педагогов работающих по данной теме Консультация со старшим воспитателем ДОО, изучить материал по педагогическим наработкам в интернет источнике ДОО
Пред-й результат: Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работавших по данной теме
3 Разработка программы по самообразованию
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» Утверждение на педагогическом совете ДОО
Пред-й результат: Повышение профессионального мастерства и компетентности
4 Изучение технологии проектной деятельности
-Самообразование при помощи интернет-источников ДОО
Пред-й результат: Повышение компетентности
5 Разработать проект «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
-Составление плана по реализации проекта ДОО
Пред-й результат: Повышение профессионального мастерства и компетентности
6 Изучения научной и методической литературы по теме проекта
-. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.
-Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
-Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001
- Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. ДОО Дек-рь
2019
Пред-й результат: Повышение теоретического, научно-методического уровня.
7 Подбор русских народных сказок с ярко выраженными нравственными качествами для чтения по образовательной программе согласно возрастным особенностям дошкольника Составление картотеки ДОО
Пред-й результат: Использование картотеки в работе с детьми
8 Оформление папок передвижек, буклетов, консультаций «Воспитание сказкой» Пополнение уголка для родителей информационными материалами ДОО Пред-й результат: Использование разработок в дальнейшей работе
9 Анализ изученной литературы
Составление списка литературы для воспитателей по теме «воспитание нравственных качеств детей посредством сказки»
Пред-й результат: Использование литературы в работе с детьми
10 Участие в межрайонном семинаре-практикуме. Подготовить Выступление на семинаре-практикуме РМО
Пред-й результат: Поделится опытом работы с педагогами района по данной теме
11 Подготовить НОД с учётом ФГОС для молодых педагогов Выступление на неделе молодого педагога РМО
Пред-й результат: Поделится практическими знаниями по данной теме с молодыми педагогами
12 Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников Пополнение методического материала ДОО
Пред-й результат: Использование разработок в дальнейшей работе
13 Анализ плана по саморазвитию Круглый стол ДОО
Пред-й результат: Отчет по саморазвитию
14 Пополнить центр по нравственно- патриотическому воспитанию «Уголком сказки» Пополнение предметно-развивающей среды
Пред-й результат: Использование уголка сказки в дальнейшей работе с детьми