Надежда Орлова
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей 6–7 года жизни с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование самообразовательной работы
Индивидуальный план самообразования на 2023-24 уч. г. учителя-логопеда МБДОУ «Атяшевский детский сад №2» Орловой Надежды Алексеевны.
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) : окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, 1994 г.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики руки у детей 6–7 года жизни с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Когда и где обучался на курсах повышения квалификации: ГБУ ДПО МРИО «Федеральная образовательная программа дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса», июль 2024 г., г. Саранск
Где и когда выступала по теме: Районное методическое объединении педагогов до-школьных образовательных учреждений Атяшевского района Республики Мордовия «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда до-школьного образовательного учреждения»
Самообразовательная работа над темой
1. Тема самообразования : «Развитие мелкой моторики руки у детей 6-7 года жизни с использованием нестандартного оборудования»
2. Приоритетное направление: познавательно-речевое;
3. Когда начата работа над темой: сентябрь 2023 г.
4. Когда предполагается закончить работу: май 2024 г.
5. Цель самообразования по теме :
- повышение профессионального уровня;
- осуществление непрерывного педагогического процесса по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 года жизни с использованием нестандартного оборудования
в коррекционной работе учителя-логопеда;
6. Задачи самообразования :
1. Изучение современных подходов по использованию методов развития мелкой мото-рики руки у детей 6-7 года жизни с использованием нестандартного оборудования
в коррекционной работе учителя-логопеда;
2. Планирование работы по использованию нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики в коррекционной работе учителя-логопеда;
3. Описание форм и методов работы с детьми и родителями с использованием нестандартных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда;
4. Внедрение системы работы по использованию нестандартных технологий в развитии мелкой моторики в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.
7. Основные вопросы, намеченные для изучения:
- Изучение литературы по теме самообразования;
- Разработка перспективного плана по изучаемой теме на учебный год;
- Ознакомление с инновационными методиками, технологиями;
- Участие в семинаре, методическом объединении;
8. Этапы проработки по теме:
- Планирование работы по самообразованию;
- Практическая деятельность;
- Подведение итогов самообразования;
1. Профессионально-педагогическая деятельность
№
п/п Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучить и проанализировать Образовательную програм-му
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Атяшевский детский сад №2»
на основе ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утвер-ждении Федерального государственного образовательного стан-дарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 № 30384) (в ред. от 21.01.2019) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2019, регистрационный № 53776);
на основе ФОП ДО Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022N1028"Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) Сентябрь
2. Разработать перспективное планирование коррекционной рабо-ты с учётом использования нестандартных технологий в развитии мелкой моторики руки Сентябрь
3. Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению нестандартных технологий в коррекционную ра-боту В течение учеб-ного года
4. Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием нестандартных технологий в развитии мелкой моторики руки в логопедической работе с детьми В течение учеб-ного года
5. Провести открытый показ для родителей с использованием презентации по использованию нестандартных технологий в развитии мелкой моторики руки в логопедической работе с детьми Декабрь
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога
№
п/п Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Разработка методики логопедического обследования и составле-ние протокола логопедического обследования для детей подго-товительной группы Август
2.
Изготовление нестандартного демонстрационного оборудова-ния для развития мелкой моторики В течение
года
3. Изготовление презентаций для логопедических занятий по лек-сическим темам В течение
года
4. Изготовление дидактического пособия «Волшебные рисунки» для логопедической группы
Октябрь
5. Систематизация и дополнение портфолио материалами самооб-разования в логопедической работе с детьми В течение года
6. Создание презентации по теме самообразования Декабрь
3. Изучение специальной литературы
№
п/п Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение материалов на сайтах:
-Журнал"Логопед"
https://www.logoped-sfera.ru/
-Логопед. ру https://www.logoped.ru/index.htm/
В течение года
2. Изучение статьи Развитие мелкой моторики детей дошколь-ного возраста посредством продуктивно-творческой дея-тельности
Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г. — Губанихина Е. В., Шикина К. Д. Октябрь
3. Изучение статьи Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи
Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г. — Чумак З. Л., Шах-матенко Ж. Г., Докучаева И. А. Ноябрь
4. Изучение статьи Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению
Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г. — Кошелева О. Ю. Декабрь
4. Повышение квалификации, профессионального мастерства
№
п/п Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Прохождение курсов повышения квалификации в МРИО г. Са-ранск
июль
5. Обобщение практического опыта педагогов ДОУ
№
п/п Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучить опыт работы учителя-логопеда МАДОУ «Атяшевский детский сад комбинированного вида №1» Кузнецовой Л. В. по теме: «Коррекция общего недоразвития речи средствами нестандартных технологий в развитии мелкой моторики рук» Сентябрь
Перспективное планирование
подгрупповых занятий по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Цели:
• Обучающая: помочь ребенку в усвоении знаний, соответствующих его воз-расту и программе его обучения.
• Развивающая : формировать у детей мелкую моторику, внимание, ориентацию в пространстве, координацию движений, навыки общения в группе.
• Коррекционная: логопедическая коррекция имеющихся дефектов речи.
Задачи:
• коррекция мелкой моторики;
• развитие координации движений, снятие мышечного напряжения;
• освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму;
• воспитание выдержки и усидчивости;
• развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;
• развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;
• развитие умения согласовывать слова и жесты;
• развитие функций зрительного и двигательного контроля;
• развитие тактильной памяти;
• развитие функций зрительного и двигательного контроля;
• развитие мускульной памяти;
• уточнение графического обозначения направлений.
Месяц Недели Игры и упражнения Источник Практический выход
Сентябрь
1,2 недели Диагностика уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики
Сентябрь 3 1. Пальчиковая гимнастика «Наша группа»;
2. Игры с массажными мячиками:
-Разминка
-Бежит ежик по дорожке
-Дружба Нищева Н. В., стр.
Зажигина О. А., стр. 10
Информационный стенд для педагогов и родителей по развитию мел-кой моторики рук
4 1. «Узнай, что это?» - определение на ощупь по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги;
2. «Маленький художник» - рисование на песке, манке;
3. Пальчиковая гимнастика «Каша»;
4. Игры с массажными мячиками:
-Я мячом круги катаю
-Зайка и ежик
-Крепко мячики сжимаем
Нищева Н. В., стр. 414
Зажигина О. А., стр. 10
Октябрь 1 1. «Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по уст-ной инструкции;
2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»;
3. Игры с платочками:
Стираем вместе с мамой
Кошки-мышки
Нищева Н. В., стр. 321
Зажигина О. А., стр. 21
Консультации для родителей о важности развития мел-кой моторики рук.
Поделки из природного материала
2 1. Обводка трафаретов овощей, штриховка и раскрашивание по уст-ной инструкции;
2. «Узнай, что это?» - определение овощей на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги;
3. «Волшебные рисунки» - рисование овощей пальцем на песке, манке;
4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»;
5. Игры с платочками:
Месим тесто
Опята
Нищева Н. В., стр. 325
Зажигина О. А., стр. 21
3 1. «Узнай, что это?» - определение фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги;
2. «Волшебные рисунки» - рисование фруктов пальцем на песке, ман-ке;
3. Игры с платочками:
Прятки
Рыбки
Зажигина О. А., стр. 21
4 1. «Узнай, что это?» - определение грибов, ягод на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бума-ги;
2. Выкладывание из счетных палочек гриба;
3. «Волшебные рисунки» - рисование грибов, ягод пальцем на песке, манке;
4. Игры с платочками:
Мышки-пекари
Помощница
Зажигина О. А., стр. 21
Ноябрь 1 1. «Бабушкины помощники» - нама-тывание клубков из толстых ниток;
2. Пальчиковая гимнастика «Если бы слоны…»;
3. Игры с прищепками:
Гусенок кыш!
Нищева Н. В., стр.
Зажигина О. А., стр. 43
Консультация для педагогов о влияние мел-кой моторики рук на разви-тие детей до-школьного возраста.
Поделки ко Дню матери
2 1. Обводка трафаретов обуви, штриховка, раскрашивание;
2. «Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок;
3. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»;
4. Игры с прищепками:
Клюква
Нищева Н. В., стр. 340
Зажигина О. А., стр. 43
3 1. «Что это?» - определение игрушек (мяча, кубика, пирамидки, матрешки) на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной, бархатной бумаги;
2. «Маленький конструктор» - выло-жить по контуру игрушку из счетных палочек;
3. «Мячики» - упражнение с массаж-ными мячами;
4. Игры с прищепками:
Пернатые
Зажигина О. А., стр. 43
4 1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками;
2. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»;
3. Игры с прищепками:
Гусенок Кыш!
Нищева Н. В., стр. 541
Зажигина О. А., стр. 43
Декабрь
1 1. «Накорми птиц» - сортировка кру-пы для птиц: перловка и горох;
2. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»;
3. Игры со счетными палочками:
-Апельсин
Нищева Н. В., стр. 354
Зажигина О. А., стр. 47
Родительские пятиминутки (рекомендации учителя-логопеда по проведению пальчиковых игр).
Выставка дет-ских работ.
Картотека пальчиковых игр
2 1. «Узнай, кто это?» - определение фигурок домашних животных на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги;
2. Пальчиковая гимнастика «Буре-нушка»;
3. Игры со счетными палочками:
Узнаете? Это цапля!
Нищева Н. В., стр. 358
Зажигина О. А., стр. 47
3 1. «Узнай, кто это?» - определение фигурок диких животных на ощупь по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги;
2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»;
3. Игры со счетными палочками:
У лариски – две редиски
Нищева Н. В., стр. 520
Зажигина О. А., стр. 47
4 1. Пальчиковая гимнастика «На ел-ке»;
2. Игры со счетными палочками:
Журавль Нищева Н. В., стр. 367
Зажигина О. А., стр. 47
Январь 2 1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»;
2. Игры с решетками:
Зоопарк
Прогулка
Кто идет? Нищева Н. В., стр. 204
Зажигина О. А., стр. 59
3 1. Выкладывание грузовика из счет-ных палочек;
2. Игры с решетками:
Слон
В школу
Зажигина О. А., стр. 59
4 1. Пальчиковая гимнастика «Гонки»;
2. Игры с решетками:
Считалка для мышки
Прятки Нищева Н. В., стр.
Зажигина О. А., стр. 59
Февраль 1 1. Игры с зубными щетками:
Массаж Зажигина О. А., стр. 67 Выставка дет-ских работ
2 1. Пальчиковая гимнастика «Напер-сток»;
2. Игры с зубными щетками:
Зубная щетка Нищева Н. В., стр. 382
Зажигина О. А., стр. 67
3 1. Игры с зубными щетками:
Кто живет в моей квартире? Зажигина О. А., стр. 67
4 1. Игры с зубными щетками:
Подарки Деда мороза Зажигина О. А., стр. 67
Март 1 1. Игры с бусами:
Бусы Зажигина О. А., стр. 69
Поделки к празднику 8 марта
2 1. Игры с бусами:
Веселый счет Зажигина О. А., стр. 69
3 1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»;
2. Игры с бусами:
Бусы для Маруси Нищева Н. В., стр. 400
Зажигина О. А., стр. 69
4 1. «Маленький художник» - рисование на песке, манке;
2. Игры с бусами:
Бусы
Зажигина О. А., стр. 69
Апрель 1 1. Игры с резиночками для волос:
Пальчиковая гимнастика №1 Зажигина О. А., стр. 71 Выставка кол-лективной ра-боты детей
2 1. Пальчиковая гимнастика «Звездочет»;
2. Игры с резиночками для волос:
Пальчиковая гимнастика №2 Нищева Н. В., стр.
Зажигина О. А., стр. 71
3 1. Игры с резиночками для во-лос:
Наш обед
Ночью Зажигина О. А., стр. 71
4 1. «Маленький художник» - рисование на песке, манке;
2. Пальчиковая гимнастика «Почтальон»
3. Игры с резиночками для волос:
Ягоды
Прогулка
Нищева Н. В., стр. 232
Зажигина О. А., стр. 71
Май 1 1. «Волшебные рисунки» - рисуем светофор на песке, манке;
2. Игры с шестигранными карандашами:
Круги на ладошке
Веселый карандаш
Зажигина О. А., стр. 85
Выставка дет-ских работ
2 1. «Маленький художник» - рисование на песке, манке;
2. Игры с шестигранными карандашами:
Карусели
Зажигина О. А., стр. 85
Список литературы
1. Горбушина С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников;
2. Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика;
3. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием не-стандартного оборудования;
4. Нищева Н. В. Секреты развития мелкой моторики рук;
5. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет;
6. Савельева Е. А. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников;
7. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
8. Интернет-ресурсы