Ирина Мовилян
План работы по самообразованию учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Тема методической работы:
Использование средств альтернативной
коммуникации в работе с детьми с ОВЗ
Цель методической работы: повышение профессионального мастерства посредством ознакомления с технологией альтернативной и дополнительной коммуникации.
Задачи методической работы:
• Анализ литературы по данной теме. Ознакомление с теоретическими основами разработки проблемы альтернативной коммуникации.
• Ознакомление с современными педагогическими технологиями, в том числе с технологией альтернативной коммуникации.
Публикация «План работы по самообразованию учителя-логопеда» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Сбор информации о состоянии коммуникации ребенка.
• Ознакомиться с различными вариантами пособий, проанализировать их методические аспекты и отобрать пособия, подходящие для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
• Внедрение отобранных пособий в свою систематическую непосредственно образовательную и коррекционно-развивающую деятельность.
Актуальность проблемы
Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации. Главная цель данной технологии формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Применение альтернативных средств коммуникации способствует улучшению лингвистических навыков, делая их более пригодными для процесса коммуникации, взаимодействия, выражения собственных потребностей и чувств, позволяет ребенку делиться информацией, развивать человеческий потенциал.
Форма самообразования:
индивидуальная – индивидуальный план (читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать);
групповая – участие в деятельности методического объединения воспитателей, учителей-логопедов; участие в работе творческих группах;
сетевые педагогические сообщества;
Предполагаемый результат:
для педагога:
повышение теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога;
систематизация и апробирование дидактических материалов, создание электронного комплекта педагогических разработок по альтернативной коммуникации;
обобщение опыта по исследуемой теме;
размещение на сайтах педагогических сообществ результатов работы.
для воспитанников:
понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений, неспецифических жестов;
овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике для решения соответствующих их возрасту житейских задач;
использование доступных жестов для передачи сообщения;
понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Сроки работы над проблемой: 3 года (2021-2024 учебный год).
Форма отчета о проделанной работе:
изготовление памяток. буклетов для педагогов и родителей;
разработка упражнений, заданий, направленных на развитие речи на основе дидактического комплекта «Говорящие картинки»;
презентация опыта работы.
Направления деятельности
изучение литературы, связанной с темой самообразования;
разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
обобщение собственного опыта педагогической деятельности;
участие в системе методической работы ДОО.
Этапы работы
Подготовительный
• Анализ литературы по теме с целью повышения теоретического уровня, знакомство с интернет-ресурсами
• Просмотр открытых занятий в сети с применением изучаемой технологии
• Просмотр вебинаров по использованию средств альтернативной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ
Основной
• Диагностика потребностей в поддерживающей коммуникации. Выбор подходящих средств с учетом индивидуальных особенностей детей
• Отбор и систематизация игр и упражнений, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации.
• Проведение коррекционно-развивающей работы по реализации программы «Я говорю» (по разработанному тематическому планированию)с использованием игр и упражнений дидактического пособия «Говорящие картинки»
• Изучение навыков использования пиктограмм на основе динамической таблицы Ананьевой И. Н.
• Мастер-классы, семинары для родителей по использованию средств альтернативной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ.
Заключительный
Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме.
Презентация по теме самообразования на педагогических советах, методических объединениях.
Публикация в СМИ обобщенного материала по теме самообразования