Наталья Форсова
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков и другие). Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.
Актуальность.
К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Изучая эту тему, для себя я поняла, что педагоги должны создавать все необходимые условия для развития театрализованной деятельности. Среда является одним из основных средств развития личности детей, источником их индивидуальных знаний и социального опыта.
Предполагаемый результат.
Я предполагаю, что в результате проведенной работы по развитию творчества средствами театрализованной деятельности, у детей появятся возможности проявлять свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Будет развиваться связная речь, обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации); развитию психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение); личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным, уважение к старшим и т. д.)
Цель, задачи.
Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
Познакомить детей с различными видами театра.
Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Обучать приёмам кукловождения.
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.
Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:
Изучение методической литературы по теме.
Подготовка предметно-пространственной среды с учётом возрастных особенностей детей.
Составление перспективного плана работы.
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды.
Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, различные виды театров, маски, ширмы, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники-иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены озвученные и неозвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков, «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Вместе с детьми мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ. минуток также передавали движения животных.
В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему песку, перешагивали через сугробы, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались и др. С помощью этюдов дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.
Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?», на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит», на формирование речи (игры с пальчиками, которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.
С целью эмоционального восприятия в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни, инсценировали их. А также рисовали и лепили сказочных героев.
В образовательной деятельности использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей, созданию атрибутов для театрализованной деятельности и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила– консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника».
Выводы.
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:
Дети стали больше принимать участие в играх, повысилась активность и инициативность.
Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
Активизировался словарь детей, улучшилась диалогическая речь, ее выразительность.
Дети стали раскрепощаться и творить.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, необходимо повысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания, потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.