ольга загилова
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники»
▼ Скачать + Заказать документы
Май 2017 г Воспитатель
Загилова О. В.
Цели:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:
•От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
•Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Для решения образовательных задач было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку (в НОД,ОД РМ, самостоят деят)и аппликацию в свободной образовательной деятельности.
Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Поэтому вмести с родителями подобрали разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности: кисточки, карандаши, фломастеры,восковые мелки, ,гуашь, краски, пластилин, разноцветное соленое тесто, штампы для печатания,, ватные палочки, бумага разного качества, бросовый материал и т. д. В группе есть стенд для выставки детских работ.
Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры.
Для того, чтобы познакомить детей с семью цветами радужного цвета, использовала настольно – печатную игру «Подбери по цвету», «Спрячь мышку». В ходе данной игры я не только познакомила детей с цветами радужного спектра, но и научила объединять предметы в группы по цветовому признаку.
У детей 2-3лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые прищепки, бусины, счетные палочки. Я предлагаю детям прицепить прищепки к персонажу, предмету в соответствии с его цветом, закрепляя тем самым названия основных цветов. После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое. Выкладывая бусины и палочки в определенной последовательности, создам изображение –солнышко, домик, деревья. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков была разнообразной. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыграю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую и нетрадиционные способы изображения.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Дети трех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.
Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет. Детей младшего дошкольного возраста, я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Рыбка золотая», «Весна-красна», «Птицы прилетели» и др. Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».
Уже с младшей группы мы рисуем печатками из картофеля : «Гусенички», «Осеннее дерево»; округлой поверхностью стаканчиков рисовали разноцветные мячики, мыльные пузыри, сердечки, машинки. Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности. Кроме того использовали печать паралоном, рисование оттиском бумаги, полусухой жесткой кистью.
Большой интерес ребят вызывает и работа с пластилином. Для удобства пользуемся восковым пластилином. И здесь интерес и творческую активность побуждала игра- детям предлагалось помочь персонажу- «Накормим птичек зернышками», «Угостим зайку морковкой, медвежонка- пряничком», «Ягоды», «Травка для цыплят». Из нетрадиционных приемов лепки использовали пластилинографию. Дети с удовольствием наряжали елочку,вырезанную из цветной бумаги, изображали снег на голубом листе с тучками, оформляли точками божью коровку, одуванчики в траве. Особенно полюбилась детьми лепка из соленного теста. Мягкая текстура податлива детским пальчикам. Высохшие поделки дети используют в режиссерских играх- обыгрывают, в сюжетно- ролевых играх- печенья и баранки для игр в «Магазин», в «Семью».
Работу по рисованию и лепке проводили в форме НОД, образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей. Кроме этого вне занятий в подгрупповой и индивидуальной работе начали знакомить детей с аппликацией. Первоначальные работы были коллективными- оформляя газету для мам, фотовыставку,дети дополняли кружочками, цветами. Вместе оформляли панно «Дождливая осень».
• При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка.
Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Как организовать домашние задания по рисованию», практикум «Рисуем животных», мастер-класс по лепке из соленного теста «Угощения для кукол», родительские собрания «Роль изобразительной деятельности для развития дошкольника» Рекомендации «Ребенок рисует»;
выставка сотворчества детей и родителей : «Зимушка хрустальная», «День Победы», «Осторожно, пешеход».
Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.