МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста

рита Александрова
Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками)

Гендерное воспитание – формирование социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом в зависимости от биологического пола.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Поэтому проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.

В работах Л. И. Божович,а Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина дошкольный возраст рассматривается как критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Педагоги-исследователи, педагоги-практики утверждают, что именно в этот возрастной период у ребенка формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола, но и сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола- «Я – девочка, я- мальчик, и так будет всегда».

Поступая в детский сад в раннем возрасте, ребенок начинает знакомиться со всем, что его окружает. Именно с раннего возраста стоит обращать внимание детей на свою гендерную принадлежность. Знакомство с гендерной принадлежностью ребенка – длительный и разносторонний процесс, но именно он поможет ребенку быстрее освоить окружающий мир.

К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

К 4-7 годам- формируется гендерная устойчивость: дети осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами

Наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью дошкольника, определяющей и двигающей его психическое развитие. Известным детским психологом Д. Б. Элькониным было установлено, что сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребенка, выступает окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его им. Первый игровой опыт малыш приобретает в семье и в детском саду, где для игры создаются специальные условия, особая предметно-игровая среда.

Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.

Новизна заключается в гендерном воспитании детей посредством создания и реализации модели, обеспечивающей активное усвоение детьми дошкольного возраста гендерной роли через игровую деятельность.

Работа по гендерному развитию через сюжетно-ролевую игру делится на три этапа:

1 - этап условных игровых действий, для которых характерен выбор однотемного одноперсонажного сюжета;

2 - этап многоперсонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей). Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей;

3 - этап построения и развертывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.

В результате целенаправленной работы по гендерному развитию детей через сюжетно-ролевую игру дошкольник сможет успешно адаптироваться в социуме и другой образовательной среде.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Должно быть создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака

Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве.

Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так как они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д.

В ролевых играх у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). «Семья», «Ателье», «Салон красоты», В таких играх иногда учувствуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.

Для мальчиков игры: «Космонавты», «Охотники», «Пограничники», «Я строитель», «Водители», «Пожарные», где они проявляют силу, смелость.

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Мальчики в начале под руководством воспитателей, а затем самостоятельно конструируют, это может быть большая машина, самолёт, вагон поезда и. т. д. При этом важным условием для воспитания детей является то, что мальчикам может быть поручена тяжёлая работа. Подвезти материал на машине, установить остальные крупные детали.

Работа воспитателей по гендерному воспитанию дошкольников раннего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий:

• ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий в соответствии со своим полом;

• регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности детей;

• системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий.

Из опыта работы:

Наблюдая за поведением детей младшего дошкольного возраста в самостоятельных играх, мы выделили конкретные пути работы с каждым ребёнком, ставя перед собой следующие задачи:

* научить ребёнка играть;

* содействовать объединению детей в игре;

* тактично руководить выбором игры;

* приучать детей соблюдать во время игры правила;

* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляем в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. Так как в группе много мальчиков (12 из 16, у нас очень много техники_- машин, тракторов, самолетов, вертолетов. Много строительного материала, из которого мы строим дороги, гаражи. Любимая игра наших мальчиков «Шоферы». А девочки у нас любят игры с куклой: «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку» и т. д. Очень большое значение имеет привлекательный вид игрушек, так гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувства симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства. Отражая в игре образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали игрушками. Одной из главных задач было направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. Чтобы привлечь внимание детей, игру начинает воспитатель, объединяя при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей. Дети внимательно наблюдают за действиями. Через некоторое время игрушка передается детям, словесно направляется дальнейший ход событий. Важным являлось, чтобы к куклам и другим игрушкам дети относились как к живым существам: ласково, заботливо, с любовью, добротой. Если кто-то из детей бросал игрушку на пол, обращалось внимание на то, что ей больно, она хочет, чтобы её пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова.

Таким образом, вся проведенная работа способствует развитию у детей интереса к игровой деятельности. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять игровые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, поведения в семье, у девочек – умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и т. д.

Сейчас наши дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам, конфликтных ситуаций стало меньше.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем.

Использование сюжетно-ролевых игр у дошкольников позволяет эффективно реализовать содержание гендерного воспитания в целостном педагогическом процессе, способствует успешному овладению социальными ролями, культурой взаимоотношений дошкольниками. Направлено на формирование готовности к партнерским, дружеским взаимоотношениям со сверстниками своего и другого пола, со взрослыми, на развитие способности противостоять негативным явлениям гендерной социализации.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2025 в 18:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем рита Александрова (УИ 306125) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД