Cветлана Шахова
План работы по самообразованию «Формирование интереса к художественной литературе у воспитанников дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Федеральные государственный образовательный стандарт основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
• развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи;
Публикация «План работы по самообразованию „Формирование интереса к художественной литературе у воспитанников дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу приобщения детей к словесному искусству в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи: работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного желания и умения слушать художественные произведения;
- развить художественное восприятие и эстетический вкус воспитанников; сформировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы, о некоторых ее жанрах, простейших элементах образности (в языке, композиций);
- развить умение детей определять характер произведения, понимать и чувствовать настроение, общий тон, различать выразительно изобразительно-выразительные средства, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи;
- обогатить представления детей о писателях и поэтах, народном творчестве, книгах и иллюстрациях;
- обогатить речь детей образным языком детской литературы и фольклора;
- сформировать у детей навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
- способствовать формированию у детей интегративных качеств :
любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;
-обеспечить интеграцию образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО: социально – коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
-повышение педагогической компетентности
- определение тактики и стратегии совершенствования образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие» в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО
План мероприятий по реализации плана самообразования
Расширение образованности Сентябрь –октябрь-ноябрь 2018 г.
-Изучение методической литературы по развитию познавательной активности
-Изучение комментариев к ФГОС ДО
-Изучение передового опыта
-Изучение методических рекомендаций,
-Обсуждение полученной информации с коллегами
Повышение педагогической компетентности
Сентябрь 2018г. Подбор диагностического материала, мониторинг
Практические выводы: Индивидуальные маршруты, корректирование образовательной деятельности.
Октябрь2018г. Постановка задач разработка перспективного плана и содержания работы по формированию интереса к художественной литературе детей
средней группы.
Практические выводы: Сбор материала для оформления опыта работы.
Декабрь 2018г. Изучение требований ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды познавательного развития.
Практические выводы: Создание развивающей пространственной среды.
Январь 2019г. Консультация для воспитателей на тему : «Формирование интереса к художественной литературе через использование метода Сторисек»
Практические выводы: Методическая разработка
Февраль 2019г. Мастер-класс «Дидактические игры для формирования интереса дошкольников к книге».
Практические выводы: Методическая разработка мастер- класса, картотека дидактических игр.
Март 2019г. Практическое занятие в «Школе молодых воспитателей»; «Этапы работы со Сторисеком».
Практические выводы: Разработка практического занятия.
Апрель 2019г. Мастер- класс в «Школе молодых воспитателей»; «Использование мнемотехники для знакомства со сказками»
Практические выводы: Подготовка мнемотаблиц по сказкам
Май 2019г. Мониторинг
Практические выводы: Выводы по проделанной работе,задания на лето
Сентябрь 2019г. Диагностика на начало года задачи на новый учебный год. Постановка задач, разработка перспективного плана и содержания работы по формированию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»
Практические выводы:Анализ диагностических карт, корректировка образовательной деятельности. Продолжение сбора материала для оформления опыта работы.
Октябрь 2019г. Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми с использованием методов ТРИЗ по сказкам.
Практические выводы: Оценка методов и приемов; выводы; перспективы развития.
Ноябрь 2019г. Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете.
Практические выводы: Показ интегрированной организованной деятельности «В гости к трем поросятам»
Декабрь 2019г. Консультация для воспитателей «Использование в работе с детьми дидактических игр в формировании интереса к художественным произведениям»
Практические выводы: Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Февраль 2020г. Практическое занятие в «Школе молодых воспитателей»
«Взаимодействие с родителями по использованию метода Сторисек»
Практические выводы:Подготовка «Книги отзывов» для родителей, книжки – малышки, ЛЭПБУКИ, изготовленные родителями,
Март 2020г. Мастер – класс в «Школе молодых воспитателей»; «Изготовление ЛЭПБУКА – как продукта Сторисека»
Практические выводы:Подготовка ЛЭПБУКОВ «Русские народные сказки», «Три поросенка»,По сказкам К. И. Чуковского
Апрель 2020г. Консультация для молодых воспитателей «Создание развивающей предметно – пространственной среды для формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
Практические выводы: Показ «Книжного домика», книжек- малышек.
Май 2020г. Мониторинг. Оформление результатов работы по теме самообразования.
Практические выводы: Выводы по проделанной работе за два года. Публикация
«Из опыта работы»–показать промежуточные результаты на сайте (доклад).
3. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
2018-2020г. г. Работа в творческой группе по введению ФГОС ДО в МБДОУ. Создание рабочей папки использования метода Сторисек в каждой возрастной
группе. Материально – техническое оснащение группы.
Практические выводы: Разработка и корректировка раздела рабочей программы.
Папка с практическими материалами
Список используемой литературы :
1. Образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, М., 2017
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москвы;
3. Гильмутдинова Е. Глинка И. Есть идея! [Электронный ресурс] : библиодайджест / Централизованная библиотечная система г. Апатиты Режим доступа: https://www.apatitylibr.ru/dl/metod_consult/have_idea.pdf. – Загл. с экрана. – ( Дата обращения: 08.06.2016);
4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 174 с. ;
5. Давыдова Н. В. Проект «Волшебный рюкзачок». Возрождение традиций семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Давыдова // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия. Вып. 15 : Роль библиотек в поддержку семьи и в сохранении традиций семейного чтения. Пятый всероссийский конкурс для муниципальных библиотек «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБСЛУЖИВАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ» : сборник лучших работ. – Режим доступа: https://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik15-11.htm. – Загл. с экрана. – ( Дата обращения: 03.06.2016);
6. Казеева Е. Ю., Пашовкина Е. Г., Алекссева О. О. Методические рекомендации по использованию метода «Сторисек» с дошкольниками.
7. Лынская. М. И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс] /– Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftinaocenter.ru%2Fdata%2Fattachments%2F6e7f48e7124fb1810.pdf&name=6e7f48e7124fb1810.pdf&lang=ru&c=5757f350920a. – Загл. с экрана. – ( Дата обращения: 08.06.2016).
8. Мутав Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] / Л. Мутав // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сборник материалов форума (27–28 мая 2010 г.). – Режим доступа: https://www.nlr.ru/prof/reader_old/prozam/izd/read.pdf. – Загл. с экрана. – ( Дата обращения: 03.06.2016).
9. Мутав Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.
10. Щинникова В. И. Подарить радость чтения: новые формы продвижения чтения в молодежной и детской среде : консультация [Электронный ресурс] / В. И. Щинникова. – Режим доступа: https://oubomsk.ru/index/0-102. – Загл. с экрана. – ( Дата обращения: 08.06.2016).
11. Иванова О. А. Учимся читать художественную литературу. М. «Школьная пресса».2004.