наталия гаприндашвили
План полисенсорного развития детей первой младшей группы с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
[ Полисенсорность – использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств. Дополнение неполноценного зрительного восприятия восприятиями других модальностей значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию их познавательной деятельности.
Основная задача коррекционно – развивающей работы по полисенсорному восприятию заключается в осуществлении двух моментов: овладение детьми сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов с привлечением сохранных анализаторов.
План полисенсорного развития
Публикация «План полисенсорного развития детей первой младшей группы с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
детей первой младшей группы с нарушением зрения.
№ Тема: Содержание совместной деятельности Коррекционная задача Материал, оборудование
1 «Кто живёт в аквариуме?»
Т. Н. Зенина с 81 Ознакомление детей раннего возраста с природой.
Пед. общество Россия. 2006.
О. А. Соломенникова с 10 Ознакомление с природой в детском саду.
М. Мозаика – Синтез. 2014.
С. Н. Николаева с 13-17
- Рассматривание, наблюдение, беседа (рыбка живая – она сама плавает; что есть у рыбки?; кормим рыбку и т. п.)
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в адаптационный период.
- Воспитание интереса к аквариуму
- Формирование положительных отношений к обитателем аквариума
- Развитие зрительных функций
- Развитие тактильных ощущений
- Аквариум
- Игрушечные рыбки
2 «Кораблики»
Свободное фантазирование
- Игра с бумажными корабликами на поддувание
- Игра «Плавающие пробки» на потопление
- Игра «Достань камешек»
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в адаптационный период
- Развитие зрительных функций
- Развитие длительного плавного выдоха
- Знакомство со свойствами воды
- Развитие координации движений
- Развитие тактильных ощущений
- Ёмкость с водой
- Игрушки-кораблики
- Пробки
- Камешки
3 «Маленькие помощники»
С. Н. Теплюк с 92 Занятия на прогулке с малышами.
М. Мозаика – Синтез. 2005.
- Стираем куколкам одежду
- Купание игрушек
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в адаптационный период
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие зрительных функций
- Ёмкость с водой
- Игрушки для купания
- Одежда для стирки
4 «Песчинки»
Свободное фантазирование
- Игры в песочнице с сухим и влажным песком
- Рисование на влажном писке
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие координации движений
- Развитие зрительных функций
- Снятие эмоционального напряжения
- Развитие общей моторики кистей рук
- Выносной материал для игр в песочнице
- Инструментарий для рисования на мокром песке
5 «Киндер-праздник»
Свободное фантазирование
- Игра «Найди шарик»
- Придумаем вместе сказку
- Дорога для машины
- Песочная терапия
- Сказкотерапия
- Развитие зрительных функций
- Развитие мелкой моторики
- Развитие координации движений
- Развитие тактильных ощущений
- Ёмкость с манной крупой (вместо песка)
- Киндер игрушки
- Грабельки (мини)
- Сеялка (мини)
- Лопаточка (мини)
6 «Весёлая клумба»
С. Н. Теплюк с 64, с 95 Занятия на прогулке с малышами.
М. Мозаика – Синтез. 2005.
- Разговор с цветущими растениями в клумбе на участке детского сада (выделить цвет, назвать цветок по имени – астра и т. п.)
- Сопоставление (у нас глаза, голова, туловище, руки – у цветов цветок, стебель, листья)
- Вызвать эмоциональный отклик
- Дать яркое зрительное впечатление
- Активизация речи
- Развитие сенсорного восприятия (цвет)
- Развитие познавательной активности
- Развитие обоняния
- Цветущие растения
- Коррекционное пособие «Строение цветка»
7 «Найди цветочки»
Примеры игр:
- Рассматривание иллюстраций цветов
- Игра «Найди цветочки»
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие внимания
- Развитие зрительных функций
- Полисенсорный коврик
- Иллюстрации цветов
8 «Вертушки»
Примеры игр:
- Игра с вертушками
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие координации движений
- Развитие зрительных функций
- Воспитание терпения
- Развитие быстроты реакции
- Развитие мышления, сообразительности - Разнообразные вертушки
- Мини вентилятор (игрушка)
9 «Поддувалки»
Свободное фантазирование
- Игра «В гостях у ветерка»
- Игра «Верни на место»
- Улучшение функций дыхания
- Развитие зрительных функций
- Формирование ритмичного выдоха и его заглубление.
- Развитие быстроты реакции
- Воспитание терпения
- Султанчики
- Поддувалки
10 «Ветерок»
Е. А. Янушко с 12 Развитие мелкой моторики рук (у детей раннего возраста).
М. Мозаика – Синтез. 2007.
- Игра «Ветерок»
- Укрепление мышц пальцев и кистей рук
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие координации движений
- Развитие зрительных функций
- Резиновые груши небольшого размера по количеству детей (клизмы)
- Пёрышки
11 «Гербарий»
Примеры игр:
- Разложи цветочки по цвету
- Назови цвет листочков
- Разложи по образцу
- Узнай дерево по листочку
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие сенсорного восприятия (цвето-различение)
- Развитие умения сравнивать
- Коррекция зрительных функций
- Развитие познавательной активности
- Развитие координации движений.
- Развитие мелкой моторики
- Гербарий
- Листочки разного цвета
- Иллюстрации
12 «Листопад»
О. А. Соломенниковас 8 Ознакомление с природой в детском саду.
М. Мозаика – Синтез. 2014.
- Слушание произведения С. Майкопоре «Осенью»
- П/н «Листопад»
- Развитие слухового восприятия
- Коррекция зрительных функций
- Развитие быстроты реакции
- Развитие координации движений
- Развитие двигательной активности
- Расширение представлений об окружающем
- Музыкальное произведение С. Майкопоре «Осенью»
- Разноцветные листочки
13 «Овощи, фрукты»
Э. Г. Пилюгина с 68 Занятия по сенсорному воспитанию.
М. Просвещение. 1983.
- Разложить овощи и фрукты на дорожки в соответствии с цветом
- Игра «Чудесный мешочек»
- Формировать зрительные способы обследования
- Подбирать и группировать по цвету
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие слухового восприятия
- Полисенсорный коврик (цветные полоски)
- Чудесный мешочек
- Овощи и фрукты (морковь, помидор, огурец, лук, репа, картофель, яблоко, груша, лимон, апельсин)
14 «Игрушки пошли гулять»
Свободное фантазирование
- Проведи (провези) игрушку по дорожке в соответствии с цветом
- Придумаем сказку «Игрушки пошли гулять»
- Коррекция зрительных функций
- Развитие игровых навыков
- Развитие мышления, воображения, фантазии
- Развитие общей моторики
- Развитие слухового восприятия
- Активизация речи
- Развитие сенсорного восприятия (цвет)
- Полисенсорный коврик
- Игрушки: машина, медведь, куклы (в жёлтой, в синей, в красной одеждах)
15 «Зайка-путешественник»
Т. Н. Зенина с 36 Ознакомление детей раннего возраста с природой.
Пед. общество Россия. 2006.
- Игра «Зайка-путешественник»
- П/и музыкальная «Зайка беленький сидит»
- Развитие опята детей в действиях с предметами
- Развитие воображения, памяти, образного мышления
- Развитие сенсорного восприятия (цвет)
- Развитие слухового восприятия
- Развитие зрительных функций
- Развитие гендерных особенностей
- Развитие общей моторики
- Развитие быстроты реакции
- Развитие двигательной активности
- Полисенсорный коврик
- Фигурка зайки-мочалки
- Нагрудные маски зайцев (девочек и мальчиков)
- Музыкальное произведение
16 «Матрёшка в гости к нам пришла»
Комплекс игр с народной игрушкой
- Игра «Ой что за народ?»
- Игра «Найди матрёшку»
- Игра «Где же наши ножки»
- Игра «Карусели» - Развитие слухового восприятия
- Формирование предметных представлений
- Развитие познавательной активности
- Активация речи
- Развитие зрительных функций
- Развитие двигательной активности
- Развитие эстетического восприятия
- Матрёшки по количеству детей
- Платочки для каждой матрёшки
17 «В гости к матрёшке»
Примеры игр:
- Игра «Собери матрёшку»
- Игра «Матрёшки на дорожке»
- Развитие слухового восприятия
- Активизация речи
- Развитие сенсорного восприятия
- Длина: короткий, длинный
- Величина: большой, маленький
- Цвет: жёлтый, красный
- Развитие наглядно-образного мышления
- Воспитание культуры поведения (здороваемся и общаемся)
- Развитие координации движений
- Полисенсорный коврик
- Дорожки жёлтого и красного цвета; длинная и короткая (можно заменить цветными полосками)
- Матрёшки
- Разрезные картинки
- Два дерева яблони с яблочками (большое и маленькое)
18 «Складывание 3х местной матрёшки»
Примеры игр:
- Игра «Собери матрёшку»
- Совмести рисунок
- Учить выполнять простые действия с матрёшкой
- Обогащать сенсорный опыт детей при знакомстве с величиной
- Развитие моторики и силы рук
- Развитие зрительных функций
- Развитие слухового восприятия
- Трёхместные матрёшки
19 «Путешествие в гости к животным»
Примеры игр:
- Игра «Кто спрятался»
- Игра «Кто где живёт»
- Расставь на дорожки по цвету
- Развитие зрительных функций
- Продолжать обогащать опыт детей в действиях с предметами
- Развивать образное мышление, воображение, память
- Развитие сенсорного восприятия (цвет)
- Развитие слухового восприятия
- Полисенсорный коврик
- Игрушки животные-мочалки
20 «Сокровище природы»
Примеры игр:
- Игра с:
Камешками
Шишками
Палочками
- Игра «Чудесныймелочек»
- Развитие слухового восприятия
- Развитие внимания
- Развитие координации движений
- Развитие слухового восприятия
- Формирование приёмов установления тождества и различия фактуры предметов
- Развитие тактильных ощущений
- Сопоставление предметов по образцу
- Активизация речи
- Природный материал:
Камешки
Шишки
Палочки
- Чудесный мешочек
21 «Тёплый-холодный»
Свободное фантазирование
- Игра «Тёплый-холодный»
- Игра «Какой»
- Формирование навыка осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира
- Активизация словаря
- Развитие сенсорного восприятия
- Развития слухового восприятия
- Развитие зрительного восприятия
- 2 ёмкости с водой (тёплой и холодной)
- Игрушки 2х видов по 2-3 шт. каждой желательно резиновые или пластиковые (утята и рыбки, бегемотики и пингвины, мячики красный, синий, жёлтый, зелёный)
- Аптечный материал (тёплый, холодный)
22 «Поиграйка»
Свободное фантазирование
- Прогулка по полисенсорному коврику
- Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировки
- Полисенсорный коврик с игровым материалом к нему
23 «Какая наша птичка?»
Т. Н. Зенина с 90 Ознакомление детей раннего возраста с природой.
Пед. общество Россия. 2006.
- Слушаем музыкальное произведение «Малыш и птички»
- Д/и и узнай птичку
- Развития слухового восприятия
- Развитие зрительного восприятия
- Совершенствование и обогащение предметных представлений
- Формирование навыка полисенсорного обследования предметов
- Развитие тактильных ощущений
- Муляжи птиц
- Иллюстрации птиц
- Музыкальное произведение «Малыш и птички»
24 «Кормушка»
О. А. Соломенникова с 11 Ознакомление с природой в детском саду.
М. Мозаика – Синтез. 2014.
- Игра «Накорми птичку»
- П/и «Птички и кошка»
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие координации движений
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие быстроты реакции
- Развитие восприятия сюжетного изображения
- Развитие у детей произвольных интересов
- Развитие эмпатии
- Развитие слухового восприятия - Муляжи птиц
- Игрушечный кот
- Кормушка
- Сюжетные картинки
- Корм (семечки, хлебные крошки)
25 «Кошка с котёнком»
Т. Н. Зенина с 20 Ознакомление детей раннего возраста с природой.
Пед. общество Россия. 2006.
- Рассматривание объёмной картинки
- Рассматривание игрушечных кошки и котёнка
- Рассматривание силуэтного изображения
- Игра «Найди миски для кошки и котёнка»
- Развитие зрительного восприятия
- Формировать умение узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных модальностях (натуральный предмет, объёмная модель – сюжетная картинка, силуэтное изображение)
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие слухового восприятия
- Игрушечные кошка и котёнок
- Миски разной величины и цвета
26 «Бусы»
Т. В. Галанова с 217 Развивающие игры с малышами до трёх лет.
Ярославль. Академия развития. 1996.
- «Бусы для кукол»
- «Сделаем матрёшке бусы»
- Развитие зрительных функций
- Развитие координации движений
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие мелкой моторики кистей рук
- Развитие сенсорного восприятия (цвет)
- Материал для изготовления бус:
Крупные бусины 4х цветов
Прищепки
Колечки
Шнуры
- Куклы
- Рисованные матрёшки с платьями 4х цветов
27 «Цветные полянки»
Э. Г. Пилюгина с 71 Занятия по сенсорному воспитанию.
М. Просвещение. 1983.
- Размещение грибков со сменой цветовых сочетаний при выборе 2х цветов из 4х
- Развитие слухового восприятия
- Развитие сенсорного восприятия (цветоразличение, соотнесение по цвету)
- Развитие координации движений
- Развитие зрительной функции
- Развитие мелкой моторики
- Подставки полянки с разными цветовыми сочетаниями (2х цветные)
- Грибочки 4х цветов (синий, жёлтый, красный, зелёный)
28 «Солнечные зайчики»
Н. В. Иванова с 26 Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/саду. М. Сфера. 2004.
- Игра «Солнечные зайчики»
- Развитие зрительной функции
- Развитие слухового восприятия
- Активизация речи
- Развитие координации движений
- Развитие двигательной активности
- Доставить детям радость, вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в игре
- Зеркала
29 «Знакомство с одуванчиком»
Т. Н. Зенина с 62 Ознакомление детей раннего возраста с природой.
Пед. общество Россия. 2006.
Т. В. Галанова с 36 Развивающие игры с малышами до трёх лет.
Ярославль. Академия развития. 1996.
О. А. Соломенникова с 20 Ознакомление с природой в детском саду.
М. Мозаика – Синтез. 2014.
- Рассматривание на участке детского сада
- Игра «Узнай цветочек» (в 3х модальностях)
- Игра «Чей одуванчик улетит дальше?»
- Совершенствование навыков зрительного обследования предметов
- Закрепление навыка полисенсорного обследование предметов
- Расширение и коррекция представлений о предметах реального мира
- Развитие тактильных ощущений
- Активизация речи
- Воспитание эмпатии
- Развитие слухового восприятия
- Формирование умения узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных модадьностях (объёмная модель-натуральный цветок или иллюстрация силуэтное и контурное изображение)
- Развивать умение длительного и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
- Цветущие растения
- Иллюстрация одуванчика
- Силуэтное изображение
- Контурное изображение
30 «Насекомые»
Примеры игр:
- Наблюдение за муравьями на участке детского сада
- Игра «Найди насекомое»
- Развитие зрительных функций
- Расширение и коррекция представлений о предметах реального мира
- Развитие тактильных ощущений
- Активизация речи
- Воспитание эмпатии
- Формировать умение узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных модальностях (объёмная-игрушечная, иллюстрация, силуэтное изображение)
- Развитие слухового восприятия
- Полисенсорный коврик
- Иллюстрации насекомых
- Набор «Насекомые» (жук, б. коровка, бабочка)
- Силуэтные изображения
31 «Звучащие игры»
Примеры игр:
- Шуршалки
- Звенелки
- Стучалки
- Дребезжалки
- Скрипелки
- Развитие зрительных функций
- Развитие слухового восприятия
- Развитие координации движений
- Развитие мышц и силы рук
- Большой лист бумаги или газеты
- Фантики от конфет
- Различные бумажки
- Спичечный коробок на верёвочке (тянуть за собой)
- Разные неровные поверхности
- Связка ключей
- 2 металлические крышки (ударять друг от друга)
- Железная банка с монетами
- Ложки (ударять друг от друга)
- Колокольчики
- Пакеты с горохом, фасолью, бобами
- Деревянные ложки
- Натянутая нить (струна)
- Щепка или линейка
- Стекло
- То, что может скрипеть
32 «Дорожки»
Раскладывание по шаблону
- Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировке
-Полисенсорный коврик
-Материал для дорожек разной фактуры
i][/i]