Юлия Ярова
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой детятельности
▼ Скачать
План по самообразованию воспитателя Яровой Юлии Сергеевны.
Тема: «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
НАПРАВЛЕНИЕ: познавательное
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ярова Ю. С.
ГРУППА: вторая младшая
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2021
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2022
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
Публикация «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой детятельности» размещена в разделах
ЦЕЛЬ: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для познавательной активности детей, с помощью предметно-пространственной развивающей среды в группе, а также во время проведения организованной образовательной и совместной деятельности.
2. Поощрять и направлять познавательную инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность посредством игровой деятельности.
3. Повысить компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей посредством игровой деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У детей повыситься : активность во время проведения организованной образовательной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно; развита познавательная активность, речь, психические процессы (память, внимание, мышление, обогащен словарь.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете с компьютерной презентацией. Размещение опыта на официальном сайте детского сада.
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Н. К. Крупская.
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль, в связи с этим отводится играм детей.
«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей
дошкольного возраста» является, то, что в настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Изучение литературы по теме.
2. Изучение и применение в работе современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.
3. Реализация опыта по данной теме – Создание предметно-пространственной образовательной развивающей среды в группе, способствующей развитию познавательных способностей.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А. К. Бондаренко. Игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение,
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез,
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз,
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч,
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель».
6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс,
7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс,
8. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. Дошкольное воспитание
9. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
10. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие.
Вывод по самообразованию на тему
«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Использование темы «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» самообразования в обучении и воспитании детей позволило развить познавательные процессы у дошкольников, интеллектуально-эмоциональные сферы, побудило интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом, возникающих в ходе игры, были развиты мышление, эмоции и речь детей.
Таким образом, игры занимают большое место в работе с дошкольниками. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
В игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
Выполняя функцию средства обучения, игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. Поэтому игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств, всестороннего воспитания детей.
Опыт, приобретенный в результате самообразования, показал, что дети посредством игровой деятельности осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.